|
Категории материяСвоеобразный этап осмысления природы М. связан с развитием русской религиозной философии XIX—XX вв. В пространстве ее мысли можно выделить две взаимосвязанные тенденции — критику абстрактного идеализма (ложного спиритуализма) и материализма, с одной стороны, и попытку выразить космичность восточно-христианского умозрения в соотнесении с понятиями современной положительной науки, с другой. От славянофилов и Вл. Соловьева идет рассмотрение идеализма и материализма как «отвлеченных начал», созданных абстрагирующим разумом индивидов, утративших единство с Богом через утрату единства с Церковью. Эти учения равным образом незаконно возвеличивают или унижают материальное бытие, искажая Истину о нем. Развитие второй тенденции было связано с отказом от многих собственно космологических взглядов патристики как древнегреческих по происхождению, при сохранении основных православных интуиции на М., космос и боговоплощение. Космическая, в более узком смысле натурфилософская тема в целом уступает по степени содержательной разработки социально-культурной проблематике. В собственно космологическом горизонте богоматериалистическая тенденция с особенной силой выражена о. Павлом Флоренским и особенно о. Сергием Булгаковым. Обоих подвергали критике за «преувеличения» и соблазны философствующего богословия, однако вряд ли глубина их воззрений оценена по сей день, несмотря на всевозможные «разномыслия». В западном мире вышеназванная радикальная смена категориально-мифологических горизонтов рассмотрения материального сущего от грехопадения к творению имела своим результатом однозначно позитивное (материалистическое и позитивистское) понятие материального мира. Следствием этого же процесса явились неразрешимые затруднения концептуального разведения творения и эволюции, развития. Русский религиозный идеализм возвращает положительное понятие М. в горизонт понимания ее в свете творения и грехопадения, и главное — таинства боговоплощения, которое раскрывалось как творческий процесс преодоления сил вражды и смерти, разверзнутых в М. грехом. Начатое русскими философами христианское переосмысление научной картины материального мира во второй половине XX в. было успешно продолжено западными богословами, благо, что естествознание сформировало для этого отличные предпосылки. Кроме того, новые взгляды ученых на природу М. были осмыслены представителями иррационализма, особенно А. Бергсоном, показавшим абстрактность идеалистического и наивность материалистического подходов.
Теги: Дисциплина: Философия Авторы: Богатырёв Д. К. |