|
Категории отчуждениеОТЧУЖДЕНИЕ — весьма распространенное понятие в филос. и социально-политич. сознании XIX—XX вв. Широкую известность приобрело благодаря соч. нем. философа Л. Фейербаха. Обозначает характерный для совр. об-ва феномен «овнешнения» отношения человека к самому себе, явление своеобразной массовой деперсонализации, при к-рой сущностные свойства человека воспринимаются им как внешние для него, навязываемые ему простив его воли. В философии Гегеля О., под к-рым он понимал переход абс. идеи в инобытие, ее овнешнение в природе и истории, а также опредмечивание сущностных сил человека, было одной из центр. категорий. Маркс, придерживавшийся классовой теории об-ва, различавший О. и опредмечивание, осн. всех видов О. считал О., проявляющееся в сфере трудовой деятельности пролетария в четырех осн. формах: 1) О. от продукта труда (продукт не принадлежит производителю); 2) О. от процесса труда (человек вынужден работать не по свободному творческому побуждению, а для снискания минимальных жизненных условий); 3) О. от других трудящихся (они выступают в кач-ве конкурентов на его рабочее место); 4) О. от своего сущностного свойства — способности к труду (реализация способности к труду выступает в процессе труда на капиталиста как нечто подневольное). Способом преодоления всех видов О. Маркс считал социальную революцию с послед. построением коммунистич. об-ва. Феномен О. подвергается разностороннему анализу в совр. западной филос., социологич. и психиатрич. лит-ре. Предлагаются разл. варианты социальной и психиатрич. терапии негативных явлений, связанных с О. Одним из важнейших проявлений О. является неограниченная («дикая») «технизация» совр. обществ. жизни. Человечество одержимо унизительной для его достоинства рабской «техногенной наркоманией». Как в наст. наркомании наркотик требует самоподкрепления, так и техника сейчас не столько удовлетворяет потребности человека, сколько порождает нов. потребности, для удовлетворения к-рых требуется создание нов. техники. Высказывается вполне правдоподобная гипотеза, что неограниченный и не направляемый разумно технич. прогресс не столько облегчает и экономит труд людей, сколько изменяет его форму и в значит. степени занят самообеспечением. Технизации производств. сферы соответствует «овнешнение» и отношений между людьми, и отношения человека к самому себе, что описано в соч. философов и писателей экзистенциалистской ориентации. Пафос нашей цивилизации: «Человек — потребитель Вселенной (в к-рую включаются и др. люди, и сам человек по отн. к себе), данной ему «на кормление» (см. Объект). С религ.-нравств. т. зр., тотальное О., ведущее нашу цивилизацию к катастрофе, — результат «надмения» человека над природой и над самим собой, гордыни, отрыва нашего разума, сердца и действий от Абсолютного Начала мира — от Бога (см. Гуманизм). Гордыня — «диавольский дух надмения» (Св. Иоанн Кассиан), нач. всякого греха, своекорыстный поворот человека на самого себя, такой исключит. Интерес к самому себе, что собст. «я» становится в центре мироздания. Для рус. религ. философии XIX—XX вв. в целом характерно убеждение в том, что преодоление тотального О., спасение человека и высших ценностей, носителем к-рых он призван быть, возможно только в результате решительного возврата к абс. религ.-нравств. императивам и ценностям, и прежде всего — к христианским.
Теги: современная философия Дисциплина: Философия Авторы: Богатырёв Д. К. |