|
Категории рассудокРассудок 1. В обыд. словоупотреблении — рац. составляющая познавательной деятельности, синоним разума, интеллекта, мышления, ума. Иногда Р. понимается как «здравый смысл» — способность мыслить всякого «нормального» (т.е. обычного) человека в отличие от научных, философских или художественных форм мышления, в к-рых нормы обыд. сознания и повседневной жизни существ. образом преобразуются. 2. В философии Р. отличается от чувства и интуиции, а также, как правило (после Канта это отличие стало почти обязательным), от разума как низшая форма логич. мышления от высшей. Р. — наиболее простая форма рац. познания, посредством к-рой осуществляется переход от познания чувственного к логическому. Предмет, чувственно воспринимаемый как синкретически-конкретное целое (см. образ), Р. подвергает первичной логической обработке, разлагая на последовательный ряд абстракций. В этом плане Рассудочное мышление справедливо называется абстрактным — «выпрямляющим» и огрубляющим действительность. Характер рассудочной активности, гл. обр. аналитический, различающий, ее результат — совокупность простых определений предмета. В этом плане Р. является по преимуществу дискурсивным мышлением. Отсюда та значимость, к-рая придается дистинкциям, дефинициям, точным формулировкам людьми, пребывающими исключительно в стихии рассудочного мышления. Отмечают формализм Р., т.е. отсутствие в его рамках критериев отличия строгости изложения от строгости понимания. Последовательность рассудочных операций вполне может представлять собой вехи исслед. пути ученого, следствие дисциплины познающего ума, в том виде, как он сам себя организовал. (И, т.о., рационализированную и объективированную психологию познающего человека, а не объективную логику дела). Деятельность разума начинается с признания последовательности рассудочных определений субъективной организованностью, отличной от объективной органичности самого исследуемого предмета. Предметом анализа становится сам строй рассуждения, в результате чего совокупность абстрактных представлений, сформулированных Р., преобразуется в целостное, системное, т.е. конкретное, знание — в понятия. В таком понимании Р. — всегда присутствующая в чел. мышлении форма познания, «перепрыгнуть» через к-рую невозмодно, но остановиться на к-рой — значит познать очень немного. Если исторически разум «включается в работу» после Р., то в структурном аспекте он представляет собой условие возможности самой активности Р., хотя и не осознается таковым в повседневной жизни, поскольку стоит «за спиной» Р., на заднем плане его деятельности. Будучи деятельностью аналитической, Р. в то же время с необходимостью является деятельностью синтетической. Формы, в к-рых проходит его синтезирующая работа, объединяющая многообразное содержание, данное сознанию посредством чувства, — это категории. В этом плане разум, представляющий собой логико-категориальную структуру мышления, выступает как метаструктура рассудка — «система узлов», в рамках к-рых проходит рассуждение (читай: категориальная рубрикация действительности). Понимание Р. и разума как двух необходимо дополняющих друг друга сторон мышления, развитое преим. в нем. философии XIX в. и ставшее классическим, включает две возможные интерпретации: 1) разум только оформляет, вносит целесообразность, совершенство в ту «основную» работу, к-рую выполнил Р. (линия), идущая от Канта, воспринявшего в этом идеи эмпиризма, и близкая научно-ориентированному мировоззрению; 2) разум формирует, т.е. «командует», Р. (линия, идущая от Гегеля и связанная с традициями рационализма и объективного идеализма). В Любом случае онтологич. место Р. находится между видимостью и Истиной, мнением и Знанием, потому вопрос о границах и способностях познания связывался в истории философии с Разумом. В постклассич. европ. философии постепенно сформировалось убеждение в том, что познает не Р. или разум сам и по себе (т.н. трансцендентный субъект), а конкретный человек, существующий в многомерном мире культуры. Отсюда, во-первых, внимание к роли дорассудочных (бессознательных) факторов, определяющих характер работы Р. и недооцениваемых классич. рационализмом, а, во-вторых, — обращенность к аллегорич., символич., мифотворческим формам познания, присущим в свое время средневековому мышлению, и по-новому осмысленным в герменевтике. Теги: Дисциплина: Философия Авторы: Богатырёв Д. К. |