|
Категории сознание— 1. В узком значении С. — форма духовно-душевной жизни человека, содержание к-рой носит отчетливый, оформленный и контролируемый характер в отличие от состояний, процессов и явлений психич. жизни, характеризующихся как «бессознательное» и «подсознательное». 2. В широком смысле слова — понятие, аналогичное мировоззрению, ментальности, жизневосприятию и пр. Тогда С. — совокупность идей, представлений, символов, мифов, образов, желаний, переживаний, волевых установок и т.п., объединенных логико-рациональной, иррациональной и металогической взаимосвязью, структурно-иерархической целостностью и субъектом. Наличие субъекта — деятельного «центра», вокруг к-рого группируется структура и содержание С. и усилиями к-рого оно приводится в движение, отличает С. от знания как одну форму идеального от другой. Знание может носить характер объективный (идеи Платона) либо объективированный (теории, лит. произведения, «информация», одним словом — продукты культуры). 3. Таким образом, в плане онтологич. места в иерархич. системе духовно-душевной жизни человека С. — ее форма, организованная как система субъектно-объектных отношений. Этим С. отличается от под и предсознательной психики со свойств. ей субъект.-объектным синкретизмом, с одной стороны, а с другой - от жизни духа, к-рая осуществляется как отношение субъект-субъектное. Единство С. есть акт самосознания (апперцепции), которое носит надсознательный характер и представляет собой вид субъект-объектного отношения субъекта сознания к самому себе. В различных филос., психологич. и религ. учениях субъектом С. считается а) индивид (человек либо высшие животные); б) коллектив (нац. обществ., классовое, массовое С., С. народа, эпохи и т.д.); в) абстрактный, надиндивидуальный всеобщий субъект (трансцендентальный субъект «Я», абс. дух — в филос. системах идеализма); г) некое мистич. существо (в оккультизме, магии, мистике, напр. — мировая Душа, Атман, София и др.). С. становится предметом пристального внимания философии и психологии в Нов. время (начиная с Декарта). При этом заметны тенденции, довольно рельефно выражающие дух эпохи Просвещения: 1) всю психопневматическую деятельность либо сводить к С., либо представлять С. как ее высшую форму; 2) видеть в интеллект. составляющей С. (рассудке, разуме) основную его форму или даже редуцировать С. как таковое к интеллекту, представляя чувство и волю его модификациями (Спиноза, Гегель); 3) понять С. как особого рода реальность, отличную, с одн. ст., от знания, с др. — от бытия, за счет моментов субъективности и свободы. Специфич. реальность С. в том, что оно не есть вещь, оно осуществляется как акт, деятельность, процесс. Поэтому, с одн. ст., возникают теории, утверждающие, что С. несубстанционально, оно существует только как модус материи, вещества, мозга (материализм). Но, с др. ст., поскольку С. самоочевидно в актах саморефлексии, более того, внешний мир (т.н. материя) дан человеку только через его С., постольку оформляется филос. теории, в к-рых внешний мир предстает как продукт, факт, феномен С. (субъективный идеализм). Интенсивный интерес к С. в рамках субъективно-идеалистич. линии и систем, связанных с ней по смыслу (Фихте, Гуссерль), приводит к пониманию того, что С., к-рое по природе всегда акт или процесс, в этом смысле не только не вещь, но даже не бытие. С. — событие и отношение. Этим оно отличается от знания, к-рое, с одн. ст., явление С. и явление в С., но, с др. — может просто быть безотносительно к сознанию как информация или идея. В традиции объект. идеализма объективно-сущее знание (идея, Логос, разум) субстанционально и онтологически первичнее субъективного к нему отн. со ст. человека, т.е. С. Для субъект. идеализма, напротив, знание — продукт С. Гегель пытается снять антиномии субъективного-объективного и соотвественно первичности знания и С. Продолжая традицию трансцендентальной философии, он полагает основанием С. самосознание, а основанием последнего — дух. Структуру и содержание духа составляют категории, в к-рых объективное и субъективное, С. и самосознание тождественны. Для классич. европ. метафизики в целом характерно парадигма понимания С. как динамической системы — агрегата операций, умении и информации, воспринимаемых по образу механизма (Кант) либо организма (Шеллинг, Гегель). Постклассич. философия (философия жизни, психоанализ, экзистенциализм) меняет горизонт осмысления С. с системно-замкнутого на открытый (в бессознательно-стихийную иррац. подпочву или к Ничто). Анализ динамичной природы С. в контексте понимания субъекта С. как экзистенции (экзистенциализм) приводит к воззрению на С. как на предельно невещное в бытии. Экзистенция открыта к мировому Ничто, отсюда схема «Ничто-субъект-объект-бытие» и соответственно толкование С. как «дыры в бытии», «трещины в бытии» (Сартр). Такое видение природы С. символизирует опр. итог в духовно-интеллект. эволюции западноевроп. культуры. Если для Гегеля самое вечный Абсолют выглядит как субъект-объектное отношение, т.е. мыслится по образу и подобию человеческого С., то в постклассич. философии этот гуманистический антропоцентричный образ вечности разлагается. В горизонте приоткрывающейся бездны мирового «Ничто» С. оказывается онтологически-срединным миром между пустотой вечности и бессмысленным многообразием (абсурдной скученностью — скучностью) предметно-объективного мира. В то же время в акте С. человек раскрывается как экзистенция, как возможность связи с Другим как личностью — с Богом либо человеком. В рус. религ. философии (РРФ) интерес к теме С. не имеет самодавлеющего характера. Феномен С. осмысливался в свете категорий всеединства, творчество, личности, в контексте классич. богословской триады дух-душа-тело. Так, в метафизике всеединства С. осмысленно как реальность духовно-душевной жизни, объединяющая, с одн. ст., сверхсознательную духовн. сферу (мир идей, классич. объективн. идеализма и духовных энергий христ. богословия) и область подсозн. психического, с другой. Структура С. тройственна: чувство — ум (интеллект, рассудок, разум) — воля. Эти модусы его бытия относительно равноправны и символизируют собой троичную структуру Сущего и бытия. В русле экзистенциалистских интуиций рассматривает тему С. Бердяев. Относительно бедно представлена в РРФ тема связи С. и подсознательного, но интенсивно разрабатывалась проблематика смысла и роли С. в духовном (мистич., религ.) опыте. Лит.: Франк С. Предмет знания. Пг., 1915; Бердяев Н. Творчество и объективизация. Париж, 1947;<#whitespace />Соловьев Вл. Филос. начала цельного знания. Теоретическая философия. Соч. М., 1988. Т. 1, 2. Лосский Н. Обоснование интуитивизма. М., 1991.
Теги: экзистенциалы Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Богатырёв Д. К. |