|
Категории иудейские праздники
ИУДЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ – совокупность памятных дней, отмечаемых по определённому ритуалу верующими иудеями. Схема иудейских праздников связана с еврейским календарем. Согласно этому календарю обычный (невисокосный) еврейский год насчитывает 354 дня, объдиненных в 12 месяцев по 29 и 30 дней. Этот календарь имеет 19-летний цикл: к 7 годам из 19 добавляется еще один месяц. Условно можно разбить месяцы на времена года: осень - месяцы тишре, хешван, кислев; зима - тевет, шват, адар; весна - нисан, ияр, сиван; лето - тамуз, ав, элул. Все иудейские праздники начинаются с захода солнца предыдущего дня. Тесно связан с календарём и правила кашерной (разрешённой для иудеев пищи). Большинство еврейских праздников связано с событиями еврейской истории. Детьми считаются мальчики до 13 лет и девочки до 12 лет Шабат (суббота) - по преданию установлена самим Господом в память о шести днях творения, после которых Он почил от всех дел и освятил день седьмой (Быт. 2: 1-3). Считается, что в этот день все труды должны быть отставлены. Под работой понимается создание или переделка предмета. В Мишне перечисляются 39 запретных работ. Это радостный семейный праздник, сопровождаемый особыми молитвами и обрядами. Суббота начинается зажиганием свечей, что обычно производится женщинами. Затем отец благословляет детей. Даже самые бедные семьи стараются организовать праздничный стол. Как правило на субботнем столе имеются две халы – большие пышные белые булки, в знак двойной порции манны, получаемые при исходе из Египта. Традиционное приветствие между иудеями в субботу – Шаббат шалом! (Мирной субботы). Рош -Гашана (Новый Год) - 1-2 месяца тишре еврейского календаря (сентябрь - октябрь). Сущность его этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к Новому году. Каждый день с синагоге трубят сто раз в шофар (рог барана). Молитва в этот день длинная с утра до по 14 ч. Считается, что в эти 10 дней до Йои – Киппура Бог определяет кто в следующий год буде жить, а кто умрёт. Молитвы могут повлиять на его выбор. День нерабочий. Йом – Киппур - 10 тишре - День искупления и всепрощения. Соблюдается строгий пост, который начинается за час до праздника и длится 25 часов, причём нельзя даже пить. Исключение делается только для больных и беременных женщин. Нельзя купаться, носить кожаную обувь, супругам вступать в интимные отношения. В молитве «Кол нидрей» (все клятвы) верующие просят Бога простить им невыполненные клятвы и милости на будущий год. Молитвы длятся весь день. День – нерабочий. Суккот (праздник Кущей) - наступает через неделю после Йом- Киппура и продолжается 8 дней. Верующие строят шалаши (кущи, по-еврейски – сукка) в память о временных жилищах, в которых жили евреи во время исхода из Египта. Праздник очень веселый, сопровождается особыми обрядами, исторически связан с окончанием сбора урожая. Читаются особые молитвы, вовремя которых надо держать четыре растения – лулав (пальмовую ветвь), связанная с веткой ивы, и тремя мирта, четвёртое растение – этрог (цитрусовый плод). Нерабочими являются первый и восьмой дни. Симхат-Тора (Радость Торы)- 23 тишре. В этот день заканчивается годовой цикл чтения Торы. Радостный праздник, посвященный приверженности евреев Торе. Свиток Торы выносится из хранилища и торжественно проносится по кругу при общем выражении радости. Тут же начинается новый цикл чтения Ханука – 25 месяца кислев (ноябрь - декабрь). Установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 г. до н. э. По преданию в Храме оказалось священного масла только на один день. Однако случилось чудо и его хватило на 8 дней. В память этого праздник продолжается 8 дней, в каждый из которых зажигается дополнительно одна свеча в восьмисвечнике (ханукии). Этот праздник в Торе не указан, поэтому приверженцы неталмудического иудаизма – караимы его не празднуют. Пурим - 14 месяца адар (февраль - март). Посвящен спасению евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. В синагоге читается книга «Эстер». Иудеям в этот день разрешается напиться до такой степени, чтобы нельзя отличить слова «Благословен Мордехай» от слов «будь проклят Гаман». Часто инсценируются сцены из книги «Эстер». На Пурим полагается дарить подарки друзьям и оказывать благотворительность всем, даже явным попрошайкам. Песах (Пасха) -15-22 месяца нисан (март-апрель), в Израиле на один день меньше. Посвящен событиям исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отказа фараона отпустить евреев, Б-г подверг страну 10 казням. Во время самой страшной десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жилища евреев он миновал ( миновать по - еврейски “пасах”). Отсюда и название. Он длится восемь дней. Первые два вечера (в Израиле только один вечер) на пасхальной праздничной трапезе – «седере» читается Пасхальная Агада, где рассказывается об истории исхода из Египта. В этот период евреи едят только пресные лепешки “мацу” вместо хлеба и вообще изделий из зерна, включая даже спиртные напитки из него. Первый и восьмой день нерабочие. Заканчивается праздник пением «Лешана хабаа беирушалаим» (Следующий год в Иерусалиме). Шевуот (недели) – 6-7 месяца сиван (май-июнь), в Израиле 1 день. Праздник дарования Торы. Считается, что от второго дня Песаза до Шевуота проходи 50 дней. В Торе этот праздник называется «Праздник урожая», точнее окончания сбора урожая. Согласно Талмуду Бог даровал 10 заповедей в первую ночь Шавуот. Этот день посвящается исключительно изучению Священного Писания, разделы Талмуда и другие священные тексты, собранные в особый сборник «Тикун». Рекомендуется в этот день есть только молочную пищу. Тиша бэ -Ав.- 9 числа месяца ав (июль -август) печальный день траура. В этот день были разрушены вавилонянами Первый Храм (586 г. до н. э.) и римлянами Второй Храм , а также произошло изгнание евреев из Испании. Соблюдается самый строгий пост от одного вечера до другого, причём нельзя даже пить. Исключение делается только для больных и беременных женщин. Вдобавок нельзя купаться, носить кожаную обувь применять духи и косметику, вступать в интимную близость. Это день поминовения умерших родственников и посещения кладбищ. В синагогах читается книга «Плач Иеремии». В этот день верующим полагается сидеть на полу и не полагается приветствовать друг друга. Согласно преданию в этот день родится Мессия. Имеются и менее значимые праздники: Новолуния, Новый год деревьев, Тридцать третий день омера, 17 таммуза и другие. Хасиды в декабре отмечают праздник «Новый год Хасидизма», возникший в связи с освобождением из Пертопавловской крепости в Санкт– Петербурге основателя движения Хабад Шнеура-Залмана. Все праздники сопровождаются веками особыми выработанными обрядами и ритуалами и молитвами. Литература: В.Л. Вихнович. Иудаизм. СПб. 2010; Ш. Ганцфрид. Кицур Шульхан Арух. Пер. с иврита. М. 1999.; И. Телушкин. Еврейский мир. М.–Иерусалим. 1992.
Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |