|
Категории иудейские священнослужителиИУДЕЙСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ – особая группа лиц, занятых специально выполнением обязанностей, связанных с отправлением иудейского религиозного культа. В древности у иудеев одними из главных культовых действий были жертвоприношения, которые и поручались И.с., именуемым когенами. Первоначально эти обязанности возлагались на первенцев всех родов сынов Израиля, но впоследствии после Исхода из Египта они перешли к потомкам колена Леви, к которому принадлежали братья Моисей и Аарон. Позднее особое значение приобретает род Аарона, который несмотря на протесты части народа, выразившиеся в бунте Корея (Числа, гл. 16), приобретает первенствующее значение. Только аарониды обладают правом служить у жертвенника и получать за эту службу известную долю жертвоприношений, а также налог от плодов земли, получаемых прихожанами. Остальные левиты должны были выполнять другие храмовые службы. Прочим иудеям вход в святилище, где приносились жертвы, был вообще запрещён. В период единого царства Давида и Соломона этот принцип не всегда выполнялся, и нередко функции священников выполняли лица несвященнического рода, в частности, сам Давид (2 Царств 24:25). После распада единого государства в северном царстве – Израиле статус ааронидов не признавался, однако в южном, в столице которого находился Иерусалимский Храм, он, как правило, поддерживался. Особенно прочно он закрепился после реформ иудейского царя Иосии (639-609), когда всё богослужение было сосредоточено в Иерусалимском Храме. Именно тогда утвердилась традиция о первенствующем положении первосвященника Цадока, отправлявшего службу в Храме при царе Соломоне. Он признавался прямым потомком Аарона. Из его прямых потомков происходили по наследству и последующие первосвященники. Должность первосвященника была особенно важной. Предполагалось, что он должен превосходить всех священников своими познаниями, физическими силами и мудростью. Только первосвященник мог совершать богослужение по своему желанию и большую часть времени проводил в Храме. В день Йом–Киппура (Всепрощения) он один имел право вступать в Святая Святых Храма, где возносил свою молитву за свою семью, за весь народ и за себя. Также только он в этот день возносил жертвоприношения за грехи священников, народа, и свои. Первосвященник должен был быть женатым на непорочной девице, причём полигамия исключалось. Помимо обычного священнического одеяния он носил особую одежду, богато украшенную золотом и драгоценными камнями, и особый головной убор вроде тиары (Левит, 8). Посвящение в первосвященники происходило посредством семикратного облачения в первосвященническую одежду в течение семи дней. Практиковалось также помазание елеем. После возвращения иудеев из Вавилонского плена и восстановления Храма положение и регламентация обязанностей ааронидов и левитов были окончательно закреплены (Ездра 6:16). Первые отвечали за жертвоприношения, а вторые исполняли обязанности певцов и храмовой прислуги и стражей. Династические родословные записи И.С. велись и сохранялись весьма строго, особые требования предъявлялись брачным партнёрам И.С. Категорически исключался брак с женщинами разведёнными или происходящими от родителей, брак которых не признавался законным. Храмовые священнослужители не должны были иметь физических недостатков, список которых был тщательно разработан. При исполнении храмовых обязанностей И.С. не должны были употреблять вино, им запрещено было прикасаться к трупам. Колену Леви вообще не полагался земельный надел и И.С. должны были жить только за счёт доли от жертвоприношения. Кроме того, каждый иудей обязан был отдавать в пользу Храма первые плоды земледелия и скотоводства. Левитам также предоставлялась десятина всех доходов. Те в свою очередь отчисляли десятину от этого ааронидам. Имелись и другие статьи дохода И.С. Не запрещалось приобретать в личное владение землю или иное приносящее доход имущество. В конце Второго Храма количество священников достигало нескольких тысяч человек, разбитых на 24 смены, которые по жребию делили храмовую службу. Поскольку Иерусалимский Храм был хранилищем государственной казны и частных вкладов, то И.С. выполняли не только чисто священнические обязанности. Особое должностное лицо ведало службой охраны Храмовой горы. Другие назначенные из священников лица руководили началом и порядком жертвоприношений. За сохранностью храмовых сокровищ и утвари следили казначеи. Священники при исполнении своих обязанностей одевались в особые облачения из тонкого льна. Назначенные представители очередной смены приступали к жертвоприношению рано утром. По его окончании происходило благословение народа. Первоначально И.С. жило за счёт подаяния населения и выполняло только религиозные функции. Однако под властью Персии в 6-4 вв. до н. э. первосвященники стали обладать и светской властью. Постепенно И.С. превращаются в особую аристократическую касту, выразителями интересов и представлений которых были саддукеи. Однако массовое изучение иудеями Закона привело со временем к появлению писцов и толкователей закона – фарисеев. Следствием этого стало снижение авторитета священничества. Тому же способствовало вольное обращение с постом первосвященника во времена Хасмонеев, объявивших себя царями-первосвященниками. Во времена правления Ирода и римлян должность первосвященника даже просто продавалась. После Иудейской войны и разрушения Иерусалимского Храма И. С. утратило всякое реальное значение. Правда, до настоящего времени сохраняется традиция уважения к потомкам ааронидов и левитов. Поскольку предполагается, что потомство передаётся по мужской линии, то аарониды носят определённые фамилии – Коган, Каган, Каганович, Кац, Каплан и т.д. Потомки левитов носят фамилии Леви, Левин, Левитан, Левинский и т.д. Уважение к ним выражается в том, что потомков ааронидов в первую очередь вызывают к субботнему чтению очередного раздела Торы, а потомков левитов во вторую очередь. При этом в ортодоксальных синагогах левиты омывают потомкам когенов руки. Формально все они обязаны соблюдать древние запреты, в частности, брачного характера. Современные раввины потомками ааронидов или левитов, как правило, не являются и не равны И. С. древности. Они являются прежде всего учёными, авторитетными знатоками галахического и ритуального законодательства, и осуществляют духовное руководство делами общины. Сообщество раввинов может образовать религиозный еврейский суд. Институт раввинов возник в Средние века и в разных странах в разные времена выполнял различные функции. В Европе раввинов к христианским священникам приравнял Наполеон. В Российской империи были предприняты попытки регламентировать избрание раввинов, но окончательно их правовое положение урегулировано не было. Жесткой духовной иерархии в иудаизме, подобно католичеству или православию, не существует. Ортодоксальные иудеи верят, что после прихода Мессии будет восстановлено богослужение во вновь возрождённом Иерусалимском Храме и тогда будут вновь востребовано И.С.
Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |