|
Категории иудейский модернизм
ИУДЕЙСКИЙ МОДЕРНИЗМ – совокупность идей и учений в стремлении применить критерии идей европейского Просвещения к религиозной системе иудаизма. Основателем И.М. может по праву считаться немецко-еврейский философ конца 18 в. Моисей Мендельсон. Восприняв идеи современной европейской философии, он в своих трудах стремился преобразовать концепцию иудаизма, не признавая при этом ничего, что не могло быть проанализировано и удостоверено разумом. Сущность иудаизма он сводил только к трём принципам: 1. Существование Бога; 2. Божий промысел; 3. Бессмертие души. По его мнению, Священное Писание, дарованное иудеям на Синае представляет собой не собственно верований а совокупность правовых предписаний в стремлении сохранить евреев как этническою сообщество для передачи Писания другим народам. Вместе с тем Мендельсон активно боролся за эмансипацию германских евреев и ратовал за отказ от идиша и переход на государственный немецкий язык. С этой целью он предпринял перевод Библии на немецкий язык и написал комментарий на него в духе совремённого рационализма. Последователи и ученики Мендельсона развили его идеи, что привело после Французской революции к созданию Реформистского иудаизма. Вместе с тем реформа привела к отходу поколебала у многих евреев веру в традиции отцов и способствовало к переходу многих из них в христианство. Поэтому реформизм встретил решительную оппозицию многих иудейских религиозных деятелей. Захария Френкель (1801 – 1875) стал основателем позитивно- исторического направления, отделившую веру от образа жизни. Иудейский закон и традиции рассматривались только как коллективный опыт народа и поэтому могут свободно анализироваться и критиковаться. Другое направление оппозиции реформизму возникла со стороны верных приверженцев традиционного иудаизма, так называемых «ортодоксов». В Венгрии главным идеологом борьбы с реформистами был раввин Моше Софер (1763 – 1839) а в Германии Шимон – Рафаэль Гирш (1808 – 1888). Гирш резко выступил против как реформизма, так и позитивно-исторической школы. Он является основателем неортодоксального направления иудаизма. Оно во многом аналогично иудаизму, сложившемуся в арабо-мусульманской Испании, в котором успешно сочеталась приверженность традиции с творческой активностью в области науки и культуры. Гирш сумел сформировать во Франкфурте -на - Майне, где он был раввином, образцовую религиозную общину своих последователей, ставшую примером для подобных общин Германии и за её пределами. В конце 19 в. США от реформистов откололись сторонники так называемого консервативного иудаизма. Видным идеологом его стал выдающийся учёный -гебраист Соломон Шехтер (1830 – 1915 гг.), получившее широкое распространение среди иудеев Америки. Консерваторы занимают промежуточное положение между ортодоксами и реформистами и весьма близки по своим взглядам к позитивно-исторической школе З. Френкеля. Они разделяют веру в дарованное иудеям Богом Откровение, поддерживают надежду на возрождение древнего Израиля, а также сохранение в молитве языка иврит. Вместе с тем в синагогах допускаются ряд внешних либеральных предписаний реформизма. От консерваторов отделилось направление реконструктивистов. Идеологом реконстструктивизма является Мордехая Каплан (1881–1984), провозгласивший принцип: «еврейская религия для еврейского народа, а не еврейский народ для еврейской религии». Реконструктивисты полагают иудаизм цивилизацией, в которую наравне с религией входят язык, литература, право, искусство, то есть религия низводится до уровня народной веры. Несколько иным путём модернизаторства в иудаизме является основанная Леопольдом Цунцем (1794 – 1886) «Wissenschaft der Judentums» (Еврейская наука, иудаика). Целью этого направления является научный анализ истории и творческих достижений евреев, в том числе, конечно, и религии. Его последователями стали уроженцы Галиции (Западная Украина - Восточная Польша) выдающиеся учёные Соломон-Иуда И. Рапопорт (1790 – 1867), Нахман Крохмаль (1785 – 1840) и уроженец Италии Шмуэль-Давид Луцатто (1800 – 1860). Первые два были характерными представителями галицийской Гаскалы (Просвещения). По их представлениям, иудаизм не может рассматриваться как отдельное явление культуры, изолированное от культурного развития других народов. Каждый народ имеет свой национальный дух иначе говоря «своего собственного бога», который передаёт все национальные особенности этого народа. К этому направлению принадлежал историк Г. Грец (1817 – 1891), написавший «Историю евреев» в 11 томах. Восточноевропейские иудейские общины ответили на наступление идей Гаскалы развитием специальных учебных религиозных учреждений «ешиботов», которые готовили раввинов ортодоксального направления. Особое значение получило изучение дисциплины, получившей название «мусар» мораль. Основоположником этого направления был Ицхак Салантер (1810 – 1883). Он в противовес надвигавшегося из Германии в Россию влияния Гаскалы открыл в Вильно (Вильнюсе) в 1842 г. молельню. В молельне собирались прихожане из различных слоёв населения, профессий и достатка и под руководством Салантера изучали по вечерам сочинения религиозно-нравственного характера. Ведущая идея этого движения было совершенствование нравственного облика посредством воспитания. Признанным учением «мусар» методом воспитания являлось чтение религиозно нравственной литературы и последующего созерцания и размышления. Важным направлением иудейского модернизма является религиозный сионизм. Первоначально идеи политического сионизма поддержало только меньшинство религиозных деятелей, образовавших движение «Мизрахи» – аббревиатура слов Мерказ рухани (Духовный центр). Они выдвинули лозунг «Земля Израиля для народа Израиля по Закону Израиля». Самым выдающимся идеологом этого движения был главный раввин иудеев Палестины Авраам Кук (1868 – 1935). По его мнению, национальное движение даже в его светской форме по сути своей религиозно и порождено особым духом набожности. Он даже полагал, что в среде грешников и нарушителей традиций иудаизма родится раскаяние и начнётся возвращение к Богу, которое охватит впоследствии остальной мир. Однако идеи Кука, несмотря на его высокое положение, всё же не встретили общей поддержки ортодоксального иудаизма. С несколько другой точки зрения выступили идеологи «культурного сионизма», самым выдающимся представителем которых был Ашер Гинзбург (1886 – 1927), писавший под псевдонимом Ахад Гаам (один из народа). Он полагал, что на исторической родине иудаизма в Палестине надо основать не еврейское государство, а автономную общину, которая будет служить интеллектуальным и духовным центром всех евреев, разбросанных по всему миру. Ахад Гаам отделял этические идеи иудаизма от его теологической структуры. Продолжателем идей Ахад Гаама был немецко-еврейский философ Мартин Бубер (1878 – 1965). В отличие от Ахад Гаама он опирался на религиозно мистическую традицию, в частности, хасидизма. Он считал, что главным в еврейской национальной идее является религиозно-социальная идея, включающая сотрудничество и братство всех людей и народов. Еще дальше в критике сионизма зашёл немецко-еврейский философ Г. Коген (1842 – 1918). Он полагал, что иудеи являются носителями всечеловеческого мессианского идеала и не могут поэтому привязать к определённой территории и образовать отдельное государство. Литература: В. Л. Вихнович. СПб 2010;. С. М. Гасратян. История и идеология еврейского религиозного движения 19 - 20 вв. М. 1999; Berkovitz El. Major Themes in Modern Philosophies of Judaism. N. Y., 1974; Й. Телушкин. Еврейский мир. Иерусалим – Москва. 1992; статьи из Краткой еврейской энциклопедии (на русском языке). Иерусалим. 1991 – 1999.
Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |