|
Категории иудейское образованиеИУДЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – система обучения иудейского духовенства, законоучителей и членов иудейских общин традиции и законам, изложенным в Танахе (Ветхом Завете) и в «Писании Устном» – Талмуде. И. О. берёт своё начало ещё в эпоху создания Единого царства Давида и Соломона и Первого Иерусалимского Храма (11- 10 вв.). Запись преданий, вошедших в Священное Писание, потребовало обучения письму и чтению особого сословия жрецов – когенов (потомков Аарона, брата Моисея) и их помощников из потомков колена Левиева (левиты). Они должны были обладать подробными знаниями в области храмового ритуала и различных культовых жертвоприношений. Особое значение приобретало изучение тех разделов Пятикнижия, где эти законы изложены особенно подробно. Молодые кандидаты в священники обучались музыке, пению и даже стихосложению. В частности, одним из распространённых элементов храмового служения было возможно не только пение, но и сочинение псалмов. Поскольку даже помощник когена – левит должен был начинать служение только в 25 лет (Числа 8:24), то можно полагать, что обучение было достаточно долгим. У пророков также были ученики и последователи, которые усваивали их поучения и пророческие образы и распространяли их далее в народе. Свидетельством И. О. может служить и поучение Моисея отцам: «внушай их (заповеди) детям твоим» (Второзаконие 6:7). Разрушение Иерусалимского Храма (586 г. до. н.э) и последовавшее затем вавилонское пленение положило конец монополии на И.О. храмовых служителей – когенов и левитов. Прекращение храмовых служб стимулировало изучение книг Священного Писания более широкими массами иудеев, чему способствовал и переход на более простой «квадратный» алфавит. После возвращения из плена Вавилонского (538 г. до. н. э.) и восстановления Храма Эзра (сер. 5 в до н. э.) читал Тору всему народу и, согласно традиции, ему принадлежит установление порядка регулярного еженедельного чтения текстов Священного Писания. В связи с этим возникают особые дома собраний (по-гречески синагоги), где иудеи собирались для обсуждения прочитанного отрывка Писания , его толкования и чтения молитв. Затем руководство духовным просвещением народа перешло законоучителям – членам Великого Собора (Синедриона) в Иерусалиме. Война Маккавеев за освобождение, которая велась под религиозными лозунгами, в самой высокой степени способствовала И. О. Руководитель фарисеев Шимон бен Шетах, обладавший реальной властью в Иудее в годы царствования царицы Шломцион (Саломеи–Александры) – 76 – 67 до н. э., постановил ввести обязательное обучение для мальчиков. Постепенно это было распространено на все иудейские общины. Обучение начинали с 6–7 лет и сводилось оно тогда к чтению текстов Писания, изучению устной традиции, молитв и соответствующих комментариев законоучителей. Детям бедняков должна была помогать вся община. После разрушения Второго Иерусалимского Храма И. О. приобрело особое значение, поскольку было ясно, что только единство Закона должно заменить богослужения в Иерусалимском Храме. После записи в 3 в. древнейшей части Талмуда – Мишны и завершения комментариев к ней – Гемары исключительно большое внимание стали уделять изучению Талмуда (Мишна и Гемара). Законоучитель Иегуда бен Тейма полагал, что ученик должен изучать с 5 лет – Писание, с 10 лет – Мишну, с 15 лет Гемару. Обучать девочек считалось не обязательным, но желательным. Изучение Талмуда проходило в специальных учебных заведениях – «ешивах». Особенно известны ешивы в городах Месопотамии – Суре, Нагардее и Пумбедите. Они продолжали процветать и в условиях Багдадского халифата, но с 10–11 вв. центр И. О. перемещается в мусульманскую Испанию, в ешивы Лусена, Барселоны, Гранады и Кордовы. Начальное обучение происходило в школах при синагогах, причём обучение начиналось с 3,5 лет. Первоначально изучали Библию и Мишну, а с 15 лет переходили к Гемаре. И.О. в Испании включало также изучение светских наук, поэзии и музыки. В ходе успехов Реконкисты центры И. О. переместились в христианскую Испанию и продолжали сохранять свой высокий уровень. Полагалось, чтобы каждая община, насчитывающая не менее 15 семей, содержала учителя для своих детей, и у одного учителя не должно было быть более 25 детей. Преследования, а затем изгнание иудеев из Испании (1492г.) положили конец иудейской общине страны. Однако испанские иудеи – «сефарды» перенесли традиции испанского И. О. в страны, куда они переселялись, в частности Италию (Венеция, Лукка). Из Италии традиция изучения Талмуда распространилась на Северную Францию и Западную Германию (10 -11 вв.), где возникли ешивы в Труа, Майнце, Вормсе, Шпейере. Много способствовали успеху изучения Священного писания и Талмуда комментарии законоучителей и прежде всего рабби Шломо бен Ицхаки – Раши (1040 – 1105 гг.). Правда, среди евреев Германии – «ашкеназов», говоривших на немецко–еврейском языке «идише», в отличие от сефардов И.О. сосредотачивалось только на изучении исключительно Библии и Талмуда. Дальнейшие преследования и изгнания привели к массовому переселению ашкеназов в Польское королевство, которое с 16 в. стало крупнейшим центром И.О. Содержание школ для детей стало важной заботой еврейских общин. Дети их бедных семей содержались в особых школах, именуемых «талмид-торы». Однако основная часть детей посещала частные школы, так называемые «хедеры». Учителя (меламеды) не должны были преподавать более 40 ученикам. При большем числе требовалось иметь помощников. В преподавании придерживались ашкеназской традиции, то есть всё внимание уделялось только религиозному образованию, при этом не уделялось должного внимания ни изучению грамматики иврита, ни правилу перехода от простого к сложному. Меламеды, нередко случайные люди, бравшиеся за преподавание из-за заработка, старались как можно скорее перейти к изучению Талмуда и практически не изучали книги пророков. Методика преподавания была типично средневековая, часто с применением наказаний розгами для «нерадивых». После окончания хедера наиболее способные поступали в ешивы Люблина, Кракова, Познани, Львова и других городов. Там изучали Талмуд особенно углублённо, стараясь развить у студентов способности изощрённо обсуждать различные проблемы. При этом зачастую терялся смысл обсуждаемого. Примерно также обстояло дело и в средневековых общинах других стран, где проживали иудеи. Исключение составляли иудейские общины Италии, где в школах преподавали светские науки, но папскими властями было запрещено изучение Талмуда. В новое время под влиянием сторонников Гаскалы в странах Европы постепенно складывается новая система И.О. Возникают школы, где светские дисциплины постепенно вытесняют чисто религиозные. Раввины начинают готовиться не только в традиционных ешивах, но и в особых раввинских семинариях. Первая была основана в 1854 г. в Бреслау, а в 1882 г. в Берлине. Затем подобные учебные заведения были открыты в других странах Европы и Америки. В России традиционные ешивы и хедеры существовали вплоть до начала 20 в. Более того, закон 1893 г. узаконил их существование. После Октябрьской революции властями поддерживалось только светское образование. Для подготовки раввинов нескольких учащихся, начиная с 1970 1980 х гг. посылали в Будапештскую раввинскую семинарию. В современном государстве Израиль имеется большая сеть ортодоксальных иудейских школ и ешив, поддерживаемых государством. В большинстве остальных государств И. О. в основном существует в виде дополнительных школ при синагогах разного направления. Раввинов и других служителей культа (резников, служек, переписчиков Торы) готовят в ешивах и специальных учебных заведениях, в том числе и в Москве. Так называемые «еврейские школы»в России и других странах представляют собой светские учебные заведения, где учащихся знакомят с иудейской традицией и обрядностью. Литература: В.Л. Вихнович.СПб. 2010; С.М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999; И. Телушкин. Еврейский мир. Москва–Иерусалим. 1992. Теги: иудаизм Дисциплина: Культурология / Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |