|
Категории аватараАВАТАРА (санскр. avatàra – нисхождение), в индуизме – телесное воплощение божества на земле. Систематическое развитие концепция А. приобрела в рамках вишнуизма. В каждом своем воплощении Вишну побеждает какого-нибудь врага, угрожающему существованию универсума, и восстанавливает мировой порядок. Впервые А. упоминаются в «Бхагавадгите», подробное же развитие концепция получила в пуранах. Число А. различается в разных текстах: 24 аватары в «Бхагавата-пуране», 10 «Гаруда-пуране» и т.д. К середине I тыс. н. э. наибольшую популярность приобрел список из 10 А.: 1. Матсья (санскр. «рыба»). Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа Ману, ставшего впоследствии прародителем всех людей. 2. Курма (санскр. «черепаха»). Вишну принял облик черепахи, послужившей в качестве опоры для горы Мандары, которую боги использовали вместо мутовки, чтобы добыть из океана напиток бессмертия (амриту). 3. Вараха (санскр. «вепрь»). Воплотившись в вепря, Вишну победил демона Хираньякшу и на клыках поднял землю, которую тот утопил в океане. 4. Нарасимха (санскр. «человек-лев»). Приняв облик существа с туловищем человека и головой льва, Вишну спас землю от демона Хираньякашипу, который не мог быть убит ни человеком, ни животным. 5. Вамана (санскр. «карлик»). Воплотившись в карлика, Вишну победил асура Бали, получившего власть над тремя мирами (небом, землей и воздушным пространством). Вишну-карлик попросил у Бали подарить ему столько земли, сколько он отмерит тремя шагами, и, получив согласие, двумя огромными шагами покрыл небо и землю, оставив асуру власть над воздушным пространством. 6. Парашурама (санскр. «Рама с топором») – сын брахмана Джамадагни, истребивший всех мужчин-кшатриев на земле передавший главенство в мире брахманам. 7. Рама (санскр., имя собственное). Герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна», царь Айодхьи, победивший царя ракшасов Равану, который похитил жену Рамы Ситу. 8. Кришна (санскр. «черный», имя собственное) – воплощение Вишну, широко почитаемое в кришнаизме. Наиболее популярны сказания о любовных похождениях Кришны с пастушками, переосмысляемые как аллегория взаимоотношения человека с богом. 9. Будда (санскр. «пробужденный»). Вишну принял образ Будды, чтобы соблазнить асуров и лишить их силы, разубедив в святости вед. 10. Калкин (санскр., имя собственное) – всадник на белом коне – грядущая аватара Вишну, которая явится в конце Кали-юги для истребления злодеев и возрождения Дхармы. В образе Калкина усматривают сходство с грядущим Буддой Майтреей, а также иудейскими представлениями о грядущем мессии. Наиболее древние А.– зооморфные – вероятно, восходят к верованиям автохтонного населения Индии. Введение концепции А. позволило инкорпорировать в единую систему элементы разноплановых верований и представить различные религиозные течения вариациями единой религии. Лит.: Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980; Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975. Е. А. Десницкая
Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Десницкая Е. А. |