|
Категории ашрамаАШРАМА (санскр. à÷rama – зд. «этап, период») – нормативно предписанные в дхармашастрах стадии жизни для индуистов, принадлежащих к одной из трех высших варн: брахманов, кшатриев и вайшьев. Всего выделялось 4 А.: брахмачарин (ученик), грихастха (домохозяин), ванапрастха (лесной отшельник) и санньясин (букв. «отбросивший [все]», странствующий аскет). Первая А. начинается с обряда посвящения (упанаяна), совершавшегося над мальчиком 7-12 лет (в зависимости от варны). Мальчика приводят в дом учителя, надевают на него священный шнур, и он становится дваждырожденным (двиджа). Брахмачарин служит учителю, собирает для него подаяние, соблюдает обеты (в том числе целибат), занимается изучением вед, ритуала, грамматики, философии, астрономии и других дисциплин. Нормативно период ученичества должен составлять 12 лет, но также возможно 24, 36 и 48 лет. Закончив обучение, дваждырожденный возвращался домой, женился, становясь домохозяином. К обязанностям грихастхи относилось совершение обрядов, раздача милостыни, продолжение рода (необходимое для обеспечения посмертного существования предков), получение чувственных удовольствий (кама). Исполнив обязанности домохозяина и дождавшись появления сыновей своих сыновей, дваждырожденный должен оставить дом и имущество сыну и – вместе с женой или в одиночестве – уйти в лес, чтобы стать отшельником. В лесу надлежало совершать обряды, изучать священные тексты и заниматься аскетическими практиками. На четвертом жизненном этапе – в предчувствии близкой смерти – дваждырожденный становился странствующим аскетом, полностью отрешившимся от мира и все помыслы устремившим к достижению освобождения от круговорота перерождений (мокша). Последние два этапа на практике соблюдались далеко не всегда. Традиция соотносит 4 А. с 4 типами текстов, составляющими ведийский канон (шрути). Согласно этой классификации, брахмачарин заучивает «веды», грихастха руководствуется «брахманами», ванапрастха изучает «араньяки», а санньясин следует учению «упанишад». Однако эта схема не подтверждается историей формирования и содержанием ведийского канона; она воплощает свойственную индийской культуре склонность к построению мнимых классификаций. Лит.: Законы Ману / Пер. С.Д. Эльмановича. М., 1992; Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977; Гангулова М. Праздники жизненного цикла. // Боги, брахманы, люди. М., 1969. С. 267-284. Е. А. Десницкая Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Десницкая Е. А. |