|
Категории варнаВАРНА (санскр. «цвет») – сословие древнеиндийского общества. Первоначально насчитывалось 3 В. (брахманы, вайшьи и кшатрии), что соответствует индоиранской структуре социума; впоследствии стали выделять четвертую В. (шудры). Принадлежность к В. определялась рождением, поменять В. было невозможно. Браки, как правило, заключались в пределах одной В., в редких случаях допускалась возможность браков между представителями разных В. Самое ранее упоминание о В. содержится в позднем гимне «Ригведе», детально варновая социальная система была разработана в «дхарма-шастрах». Для членов каждой В. предписывался определенный род занятий. Брахманы (санскр. «жрец») – жрецы, ученые – считались высшей варной. К их обязанностям относились изучение вед и различных научных и религиозно-философских текстов, совершение жертвоприношений, раздача и получение милостыни. Брахман должен поддерживать ритуальную чистоту, при соприкосновении с нечистыми вещами ему необходимо проходить сложные обряды очищения. Так, ритуально нечистой для брахмана является пища, приготовленная членом любой другой В., сам же брахман может готовить пищу для членов прочих В. Кшатрии (санскр. «воины») – цари, воины – представители второй по значимости В. Обязанности кшатриев состоят в защите слабых, управлении обществом, поддержании закона и порядка. Вайшьи (от санскр. «народ») – представители третьей по значимости В., первоначально занимавшиеся земледелием и торговлей. Начиная с первых вв. н.э. земледелие и скотоводство стали считаться прерогативой шудр и в настоящее время вайшьи занимаются в основном торговлей и ростовщичеством. Члены первых трех В. являются «дваждырожденными», т. е. мальчики, принадлежащие к этим В., проходят обряд посвящения, надевают священный шнур и получают право участвовать в ритуалах и слушать «Веды», что отличает их от всех женщин (независимо от варновой принадлежности) и от шудр. Шудры – представители четвертой В., призванные служить брахманам, кшатриям и вайшьям, выполнять ритуально нечистую работу, заниматься ремеслом, с первых вв. также земледелием и скотоводством. Вероятно, эта В. сложилась позже других из населения автохтонных племен, покоренных ариями; также к шудрам относили рабов, детей от межварновых браков и т.д. Каждая В. ассоциировалась с определенным цветом: белый – для брахманов, красный – для кшатриев, желтый – для вайшьев, черный – для шудр. В.н ередко ошибочно называют кастами, однако каста (санскр. «род») – это сравнительно небольшая эндогамная общность внутри отдельной В. Кастовая система формировалась постепенно, в результате углубления разделения труда и продолжительного процесса включения в социум неарийских племен. В настоящее время насчитывается не менее 3 000 каст. На законодательном уровне, формально каст не существуют, тем не менее они играют определенную роль во многих общинах. Лит.: Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977; Успенская Е. Н. Антропология индийской касты. СПб., 2010. Е. А. Десницкая Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Десницкая Е. А. |