|
Категории правдаХарактеристика знаний, взглядов, мнений - общественных и личностных. В российском менталитете довольно отчетливо различаются: 1) П. - истина, т.е. соответствие знания реальности (истина -"естина", по П. Флоренскому и 2) П. - справедливость как соответствие идеалу ("заказам человека", "потребности человеческой природы", согл. Н. Михайловсклму). Причем первый смысл - соответствие знания предмету, т.а. то, что можно охарактеризовать как достоверность (правильность), часто полностью покрывает понимание Истины,<#whitespace />элиминируя ее<#whitespace />видение как Абсолюта - онтологической либо религ. основы мира (Н. Бердяев, "Филос. истина и интеллигентская правда"). В той традиции отечеств. духовного опыта, к-рая в ХIХ – ХХ вв. оформилась как революционно-демократическая, доминирующим моментом в осмыслении феномена П. является второй (т.н. нравств. максимализм). Напряженное и самоуглубленное правдоискательство приводило к полному<#whitespace />оттеснению Истины в онтологич. и религ. ее понимании, неприятию ее,<#whitespace />выдаванию желаемого за действительное и наоборот, определяло<#whitespace />сочетание утопизма с прагматизмом, особенно заметное в практике революционного<#whitespace />действия, в частности - большевизма. Так, опред. синтез обедненного первого смысла П. со вторым символизирован именем центр, печатного органа коммунистич. партии. Лит.: Вехи.<#whitespace />Из глубины. М., 1991.
Теги: феноменология религии Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Исупов К. Г. |