|
Категории вьявахарика-парамартхикаВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА (санскр. vyavahаrika – «имеющее отношение к повседневной практике», «конвенциональное», «эмпирическое»; pаramаrthika – «имеющее отношение к высшей истине, или духовному знанию», «реально существующее») – парные категории индийской культуры, обозначающие два вида знания, соотносимые с двумя уровнями реальности: vyavahаrika-sat – низшей, кажущейся, данной профанному сознанию, и pаramаrthika-sat – высшей, подлинной, недоступной обычным познавательным способностям человека, но открывающейся сверхразумным способностям мудрецов-риши и йогинов. Противопоставление двух реальностей и двух видов знания использовалось во всех системах мировоззренческого знания, как ортодоксальных, так и неортодоксальных, но с различным концептуальным наполнением и в различных контекстах. В сотериологическом контексте вьявахарика толковалось как конвенциональное знание о «жизненном мире», выражаемое в словах, одна из причин страданий. Высшая истина понималась как сверхрациональное знание, выводящее за пределы круговорота рождений и смерти, за пределы мысли и лингвистических конвенций, на тот уровень бытия, где страдания нет. В контексте эволюции мировоззренческих знаний противопоставление В.-П. использовалось для примирения «старого» и «нового» знания в рамках учений одного течения мысли. Так, в ортодоксальной индуистской мысли оно использовалось для объяснения наличных несоответствий и обоснования «кровного родства» ведического знания и брахманистского мировоззрения, а также превосходства нового знания над старым. В упанишадах («Мундака», I. I. 4; «Шветашватара», VI. 22) содержащееся в веданте (брахманах и упанишадах) «знание об Атмане» называется высшим и противопоставляется «низшему» – изучению ведийских гимнов, знанию произношения, обрядов, грамматики, толкования слов, метрики, науки о светилах. Буддисты также использовали В.-П. для обоснования новых вариантов учения буддизма без ниспровержения старых. Так, в абхидхармических текстах нередко говорится о том, что Будда, проповедуя «низшую истину», прибегал к ней, чтобы донести смысл Учения до непросвещенных мирян, или что «Сутта-питака» в основном оперирует конвенциональными истинами, а «Абхидхамма» – высшими; в текстах школы йогачара активно используется концепция «трех поворотов колеса дхармы», из которых два первых связаны с проповедью «низшей истины», а последний – с проповедью «высшей». Канаева Н. А. Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Канаева Н. А. |