|
Категории индрииИНДРИИ (пали, санскр. ед. ч. indriya – способность, сила) – инструменты восприятия и переживания мира индивидуумом, а также его деятельности в мире, согласно индийским мировоззренческим учениям. В учении Арады Каламы (сер. I тыс. до н. э.) речь идет о 10 способностях: 5 способностях восприятия (джнянендрия): зрение, обоняние, вкус, осязание, слух, и 5 способностях, или органах действия (кармендрия): руки, ноги, органы речи, органы испражнения и размножения). Представители большинства даршан, руководствуясь принципом «подобное познается подобным», считали 5 первых И. образованными 5 физическими элементами (огнем, землей, водой, ветром и эфиром), собирающимися в соответствующих частях тела: глазах, носе, языке, коже и ухе). Одновременность деятельности чувств и телесных органов обусловливается умом (манас), который назывался 11-й индрией. В веданте манас вместе с тремя другими интеллектуальными способностями (буддхи, аханкара и читта) называется «внутренней способностью», а все они увеличивают число индрий до 14. В Палийском каноне число индрий доводится до 22 за счет включения в список разного рода переживаний и самоидентификаций, таких как женственность и мужественность, живость, блаженство и страдание, вера, концентрация, мудрость и т. д. Лит.: Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха») с комментарием «Цветущее дерево метода» («Ньяя-кандали») Шридхары/Перев. с санскрита, предисл., введение, историко-филос. коммент. В. Г. Лысенко. М., 2005; Шохин В. К. Первые философы Индии. М., 1997; Nyanatiloka, Ven. Indriya // Buddhist Dictionary. Manual of Buddhist terms and Doctrines. Kandy, 1988. P. 129–131. Н. А. Канаева Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Канаева Н. А. |