КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

государство

"Государство" ("О справедливости") – диалог Платона, написанный им в 70-60-е гг

"Государство" ("О справедливости") – диалог Платона, написанный им в 70-60-е гг.до н.э. Действи его происходит в 421 г.до н.э., почти в то же самое время, что и диалогов "Тимей" и "Критий". Рассказ ведется от лица Сократа, к=рый пересказывает содержание беседы, происходившей в доме Кефала. Кроме Сократа и Кефала в беседе участвуют сын Кефала Полемарх, софист Фрасимах и родные братья Платона Адимант и Главкон.

 Диалог характеризуется богатым и разнообразным философ. содержанием и широким кругом затрагиваемых в нм идей. Центральным вопросом, исследуемым в нем, вокруг к=рого группируются все остальные, является проблема справедливости, о к=рой первым заводит речь Кефал. Последовательно отвергая различные ее определения (вплоть до кн.П 367е), такие как то, что справедливость – воля сильнейшего, собеседники приходят к выводу о невозможности вынести о ней суждение при помощи традиц.сократовой диалектики понятия. Сократ предлагает использовать для решения данной проблемы гос. опыт, выстраивает модель идеального гос=ва, к=рому, по общему согласию, присуща справедливость и к=рое состоит из трех классов граждан: правителей, стражей, земледельцев и ремесленников, и определяет их обязанности исходя из общей темы диалога. В ходе такого изложения становится очевидным, что справедливость можно определить как всецелую поглощенность своим собств.делом. Такое представление о ней может быть распространено и на отд. человека; в этом случае справедливость касается соотношения трех частей его дши – разумной, вожделеющей и яростной.

 После определения понятия справедливости беседа об идеальном гос=ве продолжается. Сократ рассматривает составляющие его классы граждан. Особое внимание он уделяет философам, к=рые должны стоять во главе такого гос=ва. Именно здесь в законченной форме высказывается представление об идее блага как беспредпосылочном начале и о раздельно существующих умопостигаемом и видимом мирах. Смысловой вершиной такого рассмотрения становятся символ пещеры (кн.УП), представляющий наш ощущаемый мир и путь философа в нм, а также учение о восхождении души к Единому, или Благу, к=рое позднее подверглось детальной разработке в неоплатонизме.

 В кн.УШ-1Х Платон говорит о несправедливом обществ. устройстве, т.е. о реально существующих об=вах – тимократии, олигархии, демократии и тирании. В закдючение (кнХ) речь заходит о превосходстве справедливых людей над несправедливыми и рассказывается миф о загробном воздаянии (миф об Эре).

 По богатству философ. материала "Государство" – одна из наиболе содржательных книг в истории философии. Попутно заметим, что данное произведение , помимо своего чисто философ. влияния на европ. мыслителей, послужило как бы прототипом для посл. утопич. соч.

 Рус.пер.в кн.: Платон Соч.М.,1971. Т. 3(1). С.89-454

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Карпунин В. А.