|
Категории антиномияАНТИНОМИЯ (греч. ἀντινομία – противоречие в законе) – парадоксальная ситуация, когда из двух взаимоисключающих положений (принципов, категорий, законов) может быть доказано в качестве истинного и то, и другое. Самым известным примером А. является «парадокс лжеца»: если лгущий говорит, что он лжет, то он одновременно лжет и говорит правду. В античности такого рода затруднения носили наименование апорий и были в ходу у софистов и логиков, использовавших их в качестве обучающих упражнений либо иллюстративного материала для подтверждения относительности истины. В Средние века А. стала применяться и в теологических спекуляциях – для характеристики божественного Абсолюта и его атрибутов: алогичные высказывания о Боге можно встретить как в восточной патристике (Григорий Нисский), так и в немецкой мистике (Майстер Экхарт). Даже некоторые христианские догматы (о Троице, о Богочеловеческой природе Христа) имеют все признаки А. В эпоху Реформации в протестантизме возник так называемый «антиномистский спор», который разгорелся между И. Агриколой, Ф. Меланхтоном и М. Лютером по вопросу должного отношения к закону Моисея и оправдания добрыми делами. Центральная мысль Николая Кузанского о совпадении противоположностей, демонстрируемая им с равным успехом не только на философских (возможность-бытие), гносеологических (ученое незнание), космологических (бесконечность Вселенной), богословских (Бог как максимум и минимум) примерах, но и на математических (квадратура круга, совпадение диаметра с окружностью, любой фигуры с прямой при бесконечном продлении сторон) или сугубо церковных (объединение всех конфессий на основе католического вероисповедания), строилась на фундаменте А. Однако в философский оборот термин «А.» вошел благодаря Иммануилу Канту. В «Критике чистого разума» Кант аттестует А. как «противоречия разума с самим собой» и объясняет тем, что конечный человеческий ум пытается мыслить предметы, находящиеся вне пределов его компетенции: А. возникают не вследствие недосмотра или ошибки, а по причине неоправданного стремления разума достичь безусловного (вещи в себе, Абсолюта), которое служит своего рода демаркационной линией, устанавливающей возможности познания мира в рамках человеческого опыта. Помимо четырех А. теоретического разума, изложенных и подробно разобранных в первой «Критике», в области практического разума Кант выделяет нравственную А., связанную с дилеммой желания счастья, с одной стороны, и необходимостью поступать добродетельно, с другой. В «Критике способности суждения» обсуждается А. вкуса, касающаяся вопроса, основываются ли эстетические суждения на понятиях или нет. У Г. В. Ф. Гегеля антиномичность переосмысляется в позитивном ключе: противоречие тезиса и антитезиса, снимаемое в их синтезе, является не только неустранимым, но обязательным элементом в процессе исторического саморазвертывания Абсолютного духа. Особую роль А. играют в русской религиозной философии. Так, Сергей Булгаков, исследуя парадоксальный феномен присутствия Бога в душе человека, т. е. сочетание Его трансцендентности и имманентности, характеризует данную ситуацию как исходную А. верующего сознания. А согласно Павлу Флоренскому, А. символизирует собой всеединство, частным выражением которого выступает и само философско-богословское мыслетворчество, в котором разумное сливается со сверхразумным, строгая логика – с мистическими откровениями. Лит.: Степанов Ю. С. «Закон» и «антиномия» в гуманитарных науках. От Декарта до Флоренского и Лосева // А. Ф. Лосев и культура XX в. М., 1991. С. 38–51; Флоренский П. Столп и утверждение Истины. М., 1990; Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994; Николай Кузанский. Об ученом незнании. СПб., 2001; Stenius E. Probem der logischen Antinomien. Helsinki, 1949; Kutschera F. v. Die Antinomien der Logik. Semantische Untersuchungen. Freiburg, 1964; Kulenkampff A. Antinomie und Dialektik: zur Funktion des Widerspruchs in der Philosophie. Stuttgart, 1970; Zanetti V. Nomologie et anomie. Lecture des deux antinomies // Revue Internationale de Philosophie, 44/4. 1990. S. 581–603; Vollmer G. Paradoxie und Antinomien. Stolpersteine auf dem Weg zur Wahrheit // Das Paradox. Eine Herausforderung des abendländischen Denkens. Tübingen, 1992. S. 159–189; Ferry J.-M. Philosophie de la communication: De l’antinomie de la vérité à la fondation ultime de la raison. Paris, 1994; Lebrun G. L’antinomie et son contenu // Revue Internationale de Philosophie, 4/1999. P. 505–535; Raters M.-L. Das moralische Dilemma: Antinomie der praktischen Vernunft? Freiburg, München, 2013.
Теги: Дисциплина: Философия Авторы: Коваль О. А. |