|
Категории перенос ритуалаПеренос ритуала (нем. Ritualtransfer, англ. transfer of ritual), направлении в религиоведении и семиотике, изучающее перенесение ритуального комплекса из одного культурного контекста в другой, при этом выделяются перенесения заимствования и перенесения-модификации. В качестве примера перенесения-заимствования традиционно приводится оставление зороастрийцами традиционного способа погребения, при котором тело умершего помещалось в специальное сооружение – башню, в котором оно предоставлялось воздействию птиц, насекомых и микроорганизмов. При миграции зороастрийцев в страны с традиционной христианской культурой, общины зороастрийцев были вынуждены отказаться от этой экзотической с европейской точки зрения практики и заимствовать ранее запретный обряд ингумации. Примеров изменений второго изменений можно привести достаточно много - в сущности таковыми являются практически все литургические реформы в христианстве: от никонианской в русском православии до литургической реформы Ватикана II в католицизме. Заимствование ритуала, не только не предполагает, но и прямо исключает сохранение исходного контекста. Поэтому значение заимствованного ритуала может формироваться или как результат усвоения заимствования соответствующего теологического содержания, или же, - как его переосмысление. В первом случае одновременно с заимствованием ритуала заимствуются теологемы, во втором - заимствованный ритуал наполняется новым конфессионально-теологическим значением. Перенесения ритуалов формирует новые ритуалы и их системы именно благодаря тому, что перенесение ритуалов не предполагает, а в ряде случаев и изначально отвергает возможность перенесения соответствующих контекстов. Подобным изменениям близки т.н. «диахронические изменения ритуала», которые возникают в условиях существенного изменения историко-культурного контекста в результате одномоментных или более или менее быстрых изменений социальной конъюнктуры, например, в результате революций, последствий войн и т.п. общественных бедствий. Подобные процессы мы наблюдаем и при адаптации тех или иных ритуальных практик народной религиозностью: привнесенный в контекст народно-мифологической религиозности ритуал постепенно, но неизбежно модифицируется, сначала семантически, потом – с точки зрения своей структуры, при этом могут формироваться различные с семантической и прагматической точек зрения варианты. Литература Langer R., Luddeckens D., Radde K., Snoek J. Transfer of Ritual. // Journal of Ritual Studies. - 20 (1), 2006. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Семиозис и семиодинамика мифологических и теологических знаковых систем. – Тверь, 2010. Теги: протестантизм Дисциплина: Философия Авторы: Прилуцкий А. М. |