КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

теология диалектическая

Диалектическая теология (теология кризиса) – направление в протестантской теологии начала XX

Диалектическая теология (теология кризиса) – направление в протестантской теологии начала XX. Д. возникает как теологический ответ на вызов социального и культурного кризиса, порожденного Первой мировой войной. Возникшая во многом под влиянием идей экзистенциализма, Д. исходила в своих предпосылках из констатации неспособности «классического либерализма» объяснить современную социо-религиозную ситуацию и обозначить новые ориентиры церковного развития. Гуманитарный кризис, порожденный войной и всеобщим озлоблением, практика концлагерей и применения оружия массового поражения на фронтах Первой мировой войны порождает своеобразный пессимизм: либеральный гуманистический идеал, вера в безусловную ценность прогресса и возможность рациональной интерпретации основ христианства пришли в явное противоречие с реальностью. В связи с этим ряд протестантских теологов, К. Барт, П.Тиллих, Э.Бруннер отказавшись (в различной степени) от постулатов либерализма обращаются к творчеству основателей протестантизма – прежде всего М.Лютера и Ж.Кальвина, полагая, что ответ на вызов времени находится в протестантской ортодоксии, нуждающейся в актуальном прочтении. Обращение представителей Д. к классикам протестантизма не носило характера механического заимствования, речь шла именно об интерпретации их идей в контексте Новейшего времени. При этом основное направление теологической мысли протестантской ортодоксии, отстаивающей идеи непостижимости промысла Бога, объективного существования истины, которая обладает трансцендентным характером и лишь отчасти является доступной человеческому пониманию, веры в то, что господствующее употребления разума (т.е. критерий рациональности) не применим в теологии и др. получают трактовку, близкую экзистенциалистам. Для Д. характерна безусловная вера в трансцендентность Бога, познание которого возможно только благодаря Откровению и Боговоплощению. Человек по собственной инициативе не может высказать никакого верного суждения о Боге, Его качествах и атрибутах. Рационалистическая теология либерализма, равно как неотомизм, с его уверенности в том, что между философией и теологией нет существенных противоречий, критикуются сторонниками Д. как концепции, понижающие онтологический статус Бога. Бог для сторонников Д. всегда остается совершенно отличным и абсолютно иным бытием, нежели человек, поэтому любые рассуждения о Боге, построенные по аналогии с познаниям мира, в корне ошибочны. Д. критикует религию, противопоставляя ее откровению: для К.Барта и его учеников – религия есть результат человеческого творчества, следствие неспособности человека ответить на вызов, содержащийся в Откровении Бога. Д. теология, показав ограниченность либерализма, заново актуализировала проблему богодухновненности Библии и показала критического метода в теологии.

Литература

Лифинцева Т.П. Теология кризиса Карла Барта: оправдание верой. // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2009, №8.

Сравнительное богословие. Немецкий протестантизм XX века. / К.Гестрих, сост. - М., 2011.

Хегглунд Б.. История теологии. - СПб: Светоч, 2001

 


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Прилуцкий А. М.