|
Категории теофанияТеофания - образно-конкретизированное (преимущественно видимое) явление божества в тварном мире. Термином Т, принято обозначать именно явление, а не пребывание или постоянное нахождение божества/бога в мире человека. Поэтому теофания сюжетна, она имеет начало, развитие и конец в историческом времени. Теофания – акт бытия или событие; отличительным признаком теофании является ее семантика, ядром которой является открытие божества взору и восприятию человека в видимых и воспринимаемых формах. В теофании божество символически и знаково заявляет о своем присутствии, этим значение теофании исчерпывается, поскольку дальнейших физических действий и манипуляций, имеющих собственную, не связанную с боженственным заявлением о своем чудесном присутствии, теофания не предполагает. Присутствие Бога в мире, являющееся следствием Его вездесущности, не следует рассматривать в качестве теофании, иначе этот термин и стоящее за ним понятие утратит четкость. Если постоянное присутствие Бога в мире является следствием Его вездесущности, то теофания в христианстве понимается в свете веры в действие божественного промысла. Поэтому акты теофании имеют, прежде всего, промыслительное значение. Но вера в теофанию не является отличительной чертой христиантсва. Представления о теофании свойственны различным религиозным традициям, как монотеистическим, так и политеистическим, однако собственно о теофании как особом действии божественной силы, событии, носящем если не обязательно характер чуда, то в любом случае - особого, незаурядного события, можно говорить лишь применительно к развитому религиозному сознанию. Традиционным для ветхозаветного дискурса символом теофании является облако: например, облако в качестве видимого знака присутствия Бога среди избранного народа во время Исходя из Египта. В Исх. 3:2-4 описывается символическая теофания, когда Бог разговаривает в Моисеем из горящего, но не сгорающего тернового куста (символический образ «купины неопалимой»). Поэтическое описание Т. представлено в 3 Цар. 19, когда Бог открывает Свое присутствие пророку в тихом веянии ветра. Достаточно многочисленные примеры Т. содержатся в Новом Завете. Так, описанное в Евангелиях Преображение на горе Фавор содержит выраженные признаки Т. В христианской литургике содержится теофаническое понимание Крещения Спасителя, поскольку при этом событие произошло сверхъестественное явление всей Троицы: голос Отца, акт крещения Сына и нисхождения Святого Духа в виде голубя. От Т. следует отличать известные в различных религиозных традициях случаи мистического опыта. Литература 1. Мень А.. Опыт курса по изучению священного писания. Загорск, 1982 2. Turnbull R. Theophany : Or the Manifestation of God in the Life, Character, and Mission of Jesus Christ. - Kessinger Publishing, LLC, 2010, 242 p.Теги: феноменология религии Дисциплина: Философия Авторы: Прилуцкий А. М. |