КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

двоеверие

Двоеверие. Термин, которым принято обозначать сочетание элементов христианства и язычества у тех, кто официально причисляется и причисляет себя сам к христианам. Обозначение это, как минимум, неточно, поскольку реально имеет место не столько соприсутствие у человека двух типов религиозности, сколько их сложное переплетение и возникновение промежуточных религиозных феноменов. С некоторым приближением к существу дела можно уподобить «двоеверие» многослойному пирогу, когда христианское и языческое каждый раз обнаруживаются под одним из эти двух слоев. По логике «поскреби христианина, найдешь язычника», так же как и наоборот. Это действительно неизбывная двойственность, при которой ни христианство, ни язычество как таковые неустойчивы, текучи, не фиксируемы в своей однозначности, легко переходя друг в друга. К этому нужно добавить, что «д.» практические неизбежно бывает обременено магизмом. Магическое проступает в нем как некоторая сквозная реальность. Связано это с тем, что в «д.» происходит некоторое подобие деградации как христианских, так и языческих моментов религиозности. В какой-то мере они взаимно ограничивают друг друга в пользу магизма. С одной стороны, к магическому носителя «д.» толкает запрет на язычество, накладываемый утвердившимся христианством и Церковью. В результате оно выталкивается в неофициальную и запретную сферу. Язычество изолируется от высокой культуры, становится достоянием общественных низов, прежде всего, крестьянства. В такой ситуации неизбежной становится архаизация язычества. В пределах «д.» оно приобретает в том числе и черты, преодолеваемые язычеством в его «нормальном» развитии. Свидетельством сказанному может служить сопоставление, скажем, язычества Древней Греции периода классики и его бытования в пределах Средневековья. В последнем случае, принадлежа «д», язычество несопоставимо более архаичное, «грубое», невнятное, чем за много столетий до него. Казалось бы, навсегда преодоленное еще в античном язычестве, через «д» возвращается в Средние века. При этом для него характерно не только сосуществование и переплетение собственно языческого и христианского. Поскольку первое под запретом и его открытые манифестации затруднены или невозможны, происходит наполнение христианских реалий языческими смыслами именно в пределах вроде бы однозначно утверждаемого христианства. Примером этому может служит крестный ход, с целью прекращения пагубной для крестьянина засухи. Прямо участники крестного хода с крестами, хоругвями, во главе со священником обращены к Богу, Илье Пророку, христианским святым. Однако по существу их молитвы адресуются не вполне внятным небесным силам. Отсюда такая роль Ильи Пророка. Грохот его колесницы привычно ассоциировался с громом. Гром же преддверие и обещание благодатного дождя. Соответственно, и Илья Пророк выступает для участников крестного хода как существо сакрального ряда, в чьем ведении находится небесная влага. Но можно указать и еще на один мировоззренческий слой крестного хода. Речь идет об использовании в нем всякого рода шумовых эффектов, имитирующих удары грома. Это уже действия, осуществляемые по принципу «подобное вызывает подобное». И носят они прямо характер заклятия, то есть относятся к магии или же религиозное здесь неотрывно от магического. Нужно отметить, что «д.» — это реальность, которая возникла еще и в результате давления на христианство и Церковь снизу. Когда, например, паства видела в своем священнике некоторое подобие жреца или даже мага, ожидая и требуя от него соответствующих ритуальных действий. И если в крестном ходе он мог вести себя вполне по-христиански, независимо от вкладываемых в него паствой смыслов, то разного рода целительство было прямой уступкой «д» и язычеству. Когда, скажем, женщину, у которой затянулись роды, священник обвязывал веревкой, которая затем обвивалась вокруг колокола, чей звон обозначал собой предстоящие роды. Д. не просто характерно, а неизбежно для общества, где крестьянство составляет большинство населения. Его давление на христианство оказывается необоримым, оно может быть не более, чем смягчено и адаптировано Церковью. Парадокс его существования заключен в том, что «д» в крестьянстве изживается не иначе, чем вместе с секуляризацией культуры, то есть вместе с самим христианством. В той или иной степени оно может быть присуще и образованным слоям общества как своего рода «предрассудок». У этих слоев языческий слой религиозности дает о себе знать в таких проявлениях как вера в судьбу, тяготение к астрологическим реалиями, магически окрашенное отношение к своему оружию, вплоть до почитания его и т.д.

Литература:

1.            Н. М. Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1-2. М., 1913.

2.            А. Я. Гуревич. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

3.            А. Я. Гуревич. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

4.            Э. Ле Руа Ладюри. Мантайю, окситанская деревня (1294—1324). Екатеринбург, 2001.

5.            Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси. М., 1987.

6.            Стихи духовные. М., 1991.


Теги: 
Дисциплина:  Культурология
Авторы:  Сапронов П. А.