|
Категории водаВОДА - один из природных символов Абсолюта (первостихий - см. воздух, земля, огонь). В мифологич. сознании В. обычно ассоциировалась с хаотич. состоянием Универсума. Домировые, непроницаемо-темные В. являются тем исходный состоянием, из к-рого зародился Космос. Они - "первое, что возникло"; на вопрос о том, что было до них, архаич. сознание предпочитает не отвечать. Хаотич. В. предшествуют не только Космосу, но и хтонической стихии - земле, "самопроизвольно" сгущающейся посреди них (см. Земля). Подчас древняя влага враждует с тем, чему она стала началом. А посему боги-демиурги вынуждены сражаться с чудовищами, олицетворяющими первобытный хаос (Мардук с Тиамат, Индра с Дану). Дpyгoй стихией, возникающей из неустойчивости и безвидности В. является огонь-свет. Чаще всего его символом служит золотое яйцо, разорвав оболочку к-poгo, появляются перворожденные Праджапати и Фанес. При дальнейших этапах космоустройства хаотическая В. делится на В. мертвую и лжвую. Первая сосредотачивается в глубинах земли, тaм, где теряются корни всего сущего. Посреди неe обитают боги первобытной эпохи (индийские асуры, греч. титаны). Вторая становится носительницей сил оплодотворения. Чаще всего с живой В. отождествляется пресная влага. Она содержит в себе семена жизни, пробуждает к бытию потенции земного косного вещества: это те "божественные коровы", что были выпущены Индрой из заключения в скале - Вритре, это та субстанция, к-рую Фалес положил в основание всего сущего. Разделение влаги на "живую" и "мертвую" не абсолютно. Хаотические В. угрожают возвращением, о чем свидетельствуют легенды о Потопе. Во времена потопа меняется роль даже небесных пресных В., и они превращаются в разрушительную стихию. Впрочем, возрождение жизни после катаклизма указывает на то, что в хаотич. игре жизни - смерти неустойчивая смесь этих начал стремится к распаду.
Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |