|
Категории воздух (стихия)ВОЗДУХ - один из природных символов Абсолюта (первостихий). Согл. мифологич. представлениям, он заполняет собой пространство (зев) между землей и небесами. Иногда именно он выступает в кач-ве той силы, к-рая отрывает небо от земли и не дает им слиться вновь (шумер. Энлиль). В. - стихия, появляющаяся на достаточно поздних стадиях космогенезиса. К этому моменту хаотич. состояние уже вытеснено грубой хтонической скованностью, а в недрах первобытных вод появился свет-Протагон. В. как бы «закрепляет» нов. уровень бытия; именно поэтому главами «цивилизованного», «очеловеченного" космоса в индоевроп. мифологии считаются боги-громовержцы, связанные с воздушной стихией – ведич. Индра, греч. Зевс. Однако наиб. существ. функция В. – одушевление сущегo. Уже сам акт разрывания небес и земли есть вдыхание между ними В., результатом чего становится превращение Вселенной в живой Космос. Ветры, ураганы, иные воздушные движения – есть дыхание мира. Иногда создание В. прямо связано с последним вздохом приносимого в космогонич. жертву первочеловека. Для архаич. сознания жизнь и душа - понятия близкие, если не тождественные. Посему функции одушевления и оживотворения осуществляемые В., совпадают. В результате греч. философия времен ионийской школы, называет его даже первоосновой мира (Анаксимен). Причем для подобной функции В. - самая идеальная субстанция. Он безвиден и бескачествен до той поры, пока не начинает оказывать действие. Он практически беспределен по своим проявлениям, по способности заполнять любые пустоты, но в то же время, по неуловимости сам близок к пустоте. Все это придает В. дыханию новый «пневматический» смысл. В. как пневма оказывается связанным с духовной, деятельностью, весьма далекой от непосредств. атмосферных его проявлений.
Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |