КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

религия естестественная

INTERNATIONAL SOCIETY FOR NEOPLATONIC STUDIES

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ (religio naturalis) — понятие, которое вошло в новоевропейскую философию в XVII столетии как аналог понятия естественного права. Е. р. — это вера в наличие абсолютной силы, создавшей все и правящей всем мирозданием. Эта сила не имеет трансцендентного (в собственном смысле данного слова) характера, она не совершает чудес и не закабаляет род человеческий. Во многом она близка природе — по крайней мере в толковании ряда французских просветителей XVIII века.

Впервые концепция Е.р. встречается в трактате Хэрберта Чербери "Об истине" (издан в Париже в 1624 г.). Согласно последнему, подлинная религиозность возникает не из страха перед некими могущественными силами, а из здравомыслия. Бог не является обманщиком (Чербери признавал наличие идей, врожденных нам Богом) и фокусником, потому лишь то истинно в религиозной проповеди, что не противоречит законам разума. Согласным с законами разума Чербери считал признание наличия Высшего Существа, которого нужно почитать добродетельной и благочестивой жизнью. Из этого почитания следует, что все проступки обязательно должны искупаться покаянием (так как они являются проступками не только перед окружающими, но и перед Причиной Мира). К этому Чербери добавлял веру в загробное существование и воздаяние после смерти, которая, по его мнению, выступает наиболее крепким основанием нравственности.

В дальнейшем концепция Е.р. широко обсуждалась в философии XVII-XVIII столетий. Так, Вольтер в целом повторял точку зрения Чербери, идеализируя при этом пантеистические и "здравое" отношение китайцев к Небесам. В противоположность ему Руссо считал невозможной и неистинной религию, основанную на доводах разума. Согласно Руссо религия основана на чувстве, на эмоциональной уверенности в наличие связующей мир силы. Этой силой является Бог, трактуемый как источник блага, как мировая воля и вселенский разум. Из почитания такого Бога, по мнению Руссо, возникает гражданская, светская религия, имеющая воспитательный и просветительский характер. Именно концепцию Руссл пытались воплотить в жизнь французские якобинцы, вводя в 1793 г. во Франции культ Верховного Существа.

Наивысшего своего выражения концепция естественной религии находит в творчестве Юма. Критикуя религиозное сознание, он ищет его причины не в Откровении, а в психологии. Источником религии по мнению Юма является "тревожный страх за будущее", присущий человеческой природе. Именно феноменология повседневных надежд и чаяний ведет нас к признанию наличия сверхмировой причины ("Причины вообще"), почитание которой и является для Юма естественным проявлением человеческой природы.

В немецкой классической философии отголоски идеи Е.р. можно обнаружить в "Критике практического разума" Канта, в творчестве Фихте. Наиболее полная критика Е.р. содержится в "Лекциях по философии религии" Гегеля (который в ранний период своего творчества, правда, отдал дань увлечению этой концепцией).


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.