КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

аскетизм мирской

АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ — идеал отношения христианина к потребностям и обстоятельствам повседневной жизни. Основан на общехристианском противопоставлении земного и божественного. В своем устремлении к спасению как вечному блаженному бытию в Боге христианин должен постоянно практиковать аскезу (от греч. άσκησις ― упражнение). Под этим понимается выработка личных качеств, способствующих подавлению греховных и развитию богоугодных черт поведения. Отвлекаясь от конкретных деталей теологического объяснения А. м., можно выделить две его основные модели, имеющие место в христианстве.

Первая рассматривает мирскую жизнь как препятствие к спасению, поскольку вся она греховна, полна пороков и несовершенства. Отсюда следует предписание удаленности человека от естественных желаний, жизненных благ и удовольствий. Крайним вариантом здесь будет обуздание плоти в изнуряющих церковных послушаниях, постах и т. п. процедурах. Сама жизнь, со всеми ее семейно-бытовыми, трудовыми, социально-политическими обстоятельствами, имеет смысл лишь как период подготовки к эсхатологическому финалу. В ходе этой жизни человек пытается заслужить добрыми делами оправдание и спасение. Современное католическое и православное христианство не столь радикальны в своих взглядах на А. М. как это было на протяжении большей части их истории. Земное благополучие человека ныне ими не отвергается. Но на доктринальном уровне принципиальные установки этой модели остаются в силе.

Второй моделью можно считать протестантский вариант А. м. Он также предполагает ощущение христианином внутренней отчужденности от мира. Но Бог дал людям именно эту ― земную жизнь. Поэтому вера в предустановленность спасения и надежда оказаться среди тех, кому уготован такой исход, побуждает протестантов искать признаки своей принадлежности к избранным в сферах мирской деятельности.

Ключевым понятием здесь является так называемое «призвание» — представление о поставленной Богом человеку жизненной задаче. В этом плане мирские обязанности обретают статус богоустановленных. В обоснование обычно приводится ссылка на наставление апостола Павла каждому верующему оставаться «в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7:20). Принадлежность к тем, кому уготовано спасение, ставится в непосредственную зависимость от успешного выполнения человеческих обязанностей. С этой целью следует неустанно искать поприще, где способности человека реализовались бы с предельной продуктивностью. Неудачи, в таком случае, будут объясняться невниманием к божественному призыву.

Протестантские мыслители (Р. Бакстер, Д. Уэсли, Ф. Шпенер и др.) неоднократно отмечали, что последовательность «вера – усердие – богатство» может обернуться преобладанием любви к мирскому и утратой подлинного смысла аскетизма. Богу угоден не конечный результат, считали они, а сама деятельность как прославление верующими Бога в сотворенном мире. Человека в таком случае можно уподобить управляющему в Божьем имéнии: чем лучше он трудится, тем богаче имение, но тем выше и ответственность перед Богом. Кроме того, ни приобрести избранность ко спасению за какую бы то ни было цену, ни даже точно удостовериться в принадлежности к ней человек сам не может. Доступно только лишь ощущение своей угодности Богу. Достичь такой уверенности и должен христианин, совершая свои мирские дела с полной отдачей.

Религиозный смысл А. м. был использован классиком социологии религии М. Вебером при аналитическом рассмотрении им связи и взаимовлияния религии с экономикой, политикой, идеологией. Выявляя зависимость хозяйственной деятельности и социально-политического строя общества от содержания религиозных воззрений, Вебер сделал вывод о том, вероучительные установки и этика исповедуемой религии определяют практические ценностные ориентации верующих и характер формируемой ими социальной реальности. В случае с протестантизмом таким религиозно-этическим началом выступает убеждение в необходимости постоянного самосовершенствования как долга перед сакральной инстанцией. Чем совершеннее человеческие действия и их результаты, тем более они соответствуют божественному замыслу мироустройства и тем надежнее перспектива спасения. Эта установка распространяется на все сферы, включая хозяйственную ― таким образом, например, изготовление совершенного продукта или же совершенствование способа производства также оказываются религиозным долгом.


Теги:  христианство, католицизм, протестантизм
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.