КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

евангельские христиане

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ — название, применяющееся к членам протестантского течения, близкого к баптизму, образованного российскими приверженцами евангелизма в середине 1870-х гг.

Начальный этап истории связан с деятельностью отставного английского полковника лорда Гренвилла Редстока (1833–1913). После участия в Крымской войне он стал баптистским проповедником, популярным в ряде европейских стран. Согласно Редстоку, спасение не требует от человека каких-либо особых «добрых дел», кроме одной только веры в искупительную жертву Христа. Для всех, в это уверовавших, спасение уже совершилось. Познакомившиеся с проповедью Редстока в Англии и Швейцарии русские аристократы пригласили его посетить Россию. В 1874–1876 гг. состоялось несколько таких поездок. Наибольшую известность Редсток получил в С.-Петербурге, где возникло общество его последователей — редстокистов.

Самым заметным из них был отставной полковник гвардии Василий Александрович Пашков (1834–1902). Он принял повторное крещение и стал проповедовать евангелизм в больницах, тюрьмах, среди городского мещанства и рабочих. Вместе с княгиней В. Ф. Гагариной, бароном М. М. Корфом и пр. единомышленниками (пашковцами) он участвовал в деятельности «Общества поощрения духовно-нравственного чтения», распространившего по России в 1876–1884 гг. более 1,5 млн экземпляров Библии и др. христианскую литературу.

Совершение «добрых дел» пашковцы рассматривали как плоды веры, но не как условие спасения, которое достигается только через Христа. Христоцентризм их учения обусловил устремлённость к евангельскому типу образа жизни и богослужения. Служба состояла обычно из молитв, проповедей и духовного пения. К обрядам пашковцы относились свободно, совершая культовые действия (крещение, хлебопреломление) без участия пресвитеров. В отличие от баптизма, крещение производилось без «возложения рук»; обязательного требования перекрещиваться к прозелитам из других христианских конфессий не предъявлялось.

Сильное противодействие Святейшего Синода привело к запрету в 1884 г. проповеднической деятельности сторонников Пашкова, а сам он был выслан из России. Но тайные собрания Е. х., как стали называть себя его последователи, продолжались в С.-Петербурге и общинах по губерниям европейской части России вплоть до императорского указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». За это время в среде баптистов, Е. х., штундистов (см. штундизм) и молокан развилась объединительная тенденция, итогом чего стало образование в 1907 г. Союза русских баптистов. Но не все Е. х. вошли в эту организацию. В 1909 г. они создали свой Русский евангельский союз, вскоре переименованный во Всероссийский союз Е. х.

Новое объединение возглавил Иван Степанович Проханов (1869–1935). Теологическое образование он получил в Англии, активно участвовал в баптистском движении, после 1905 г. в России занялся религиозно-политической деятельностью, в 1917 г. создал христианско-демократическую партию «Воскресение». В 1913 г. Союз издаёт «Краткое изложение вероучения евангельских христиан», составленное в духе доктрины общих баптистов: признаётся свобода выбора между грехом и путём праведности, искупительная жертва Христа относится ко всем людям. Повседневные общинные дела стали предметом ведения т. н. братских советов из пресвитеров и диаконов. Было предпринято несколько, правда безуспешных, попыток объединиться с русскими баптистами. Несмотря на внутренние и внешние трудности, движение Е. х. сумело сохранить себя в годы революции и последующие советские десятилетия. Однако Проханов был вынужден в 1928 г. покинуть СССР, а в 1930-е гг. многие верующие подверглись репрессиям.

В 1942 г. организованная деятельность Е. х. возобновилась, а два года спустя произошло их объединение с общинами баптистов под руководством духовного и организационного центра — Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С 1991 г. это объединение действует как Евро-Азиатская Федерация Союзов ЕХБ, куда включены союзы евангельских христиан-баптистов и братских меннонитов (см. меннониты) большинства регионов бывшего СССР. В начале XXΙ в. в России было зарегистрировано более 650 религиозных организаций Е. х.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.