|
Категории теология протестантскаяТЕОЛОГИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ — теоретическое обоснование принятых в протестантизме представлений о Боге и о поведении человека в связи с верой в Бога. Предполагает систематизацию и разъяснение на основе текстов Библии вероучительных понятий и принципов исповедания религии. Единой для всех протестантских церквей теологической доктрины не существует. Однако объединяющим началом является признание ряда основных положений, истолкование и уточнение которых применительно к конкретным условиям составляет содержание разнообразных теологических концепций. Круг базовых для Т. п. идей сложился в эпоху Реформации. В них концентрированно выразились предшествовавшие искания представителей христианской мысли (Уиклиф, Гус и др.), оппозиционные исторически сложившемуся укладу церковной жизни. Прежде всего, сюда относятся представления о необходимости оправдания верой, всеобщем священстве, исключительном авторитете Библии, природной греховности человека и спасении по благодати Бога. Эти идеи в учениях вдохновителей и лидеров реформационного движения XVI в. Лютера и Кальвина стали ключевыми для первого этапа Т. п. Тогда же определилась и постоянная тематика последующих её направлений: искупление через Христа, интерпретация таинств, проблема предопределения и свободы воли, доктрина о «видимой» и «невидимой» церкви, методы толкования Библии, отношение протестантов к светской власти. Фундаментальные идеи Реформации составили своего рода «ортодоксию» протестантизма, хотя само это понятие в данном случае условно — протестантская мысль изначально не была чужда динамике самообновления. Среди наиболее влиятельных теологов этого времени — Филипп Меланхтон и Мартин Хемниц, Ульрих Цвингли и Мартин Буцер, Томас Кранмер и Ричард Хукер, Менно Симонс, Каспар Швенкфельд. Теологическими итогами данного этапа можно считать определения лютеранских Аугсбургского исповедания веры и Формулы Согласия (см. Книга Согласия), реформатского Гейдельбергского катехизиса, Шляйтхаймского исповедания анабаптистов, Тридцати девяти статей англиканства. Следующий период в истории Т. п. — конец XVI–начало XVIII вв. — иногда именуется «веком протестантской схоластики». Всё это время шла напряжённая работа по детализации вероучительных положений, вплоть до подробных трактатов и дискуссий даже по самым частным вопросам. Стимулирующим началом послужила развернувшаяся в данный период масштабная дифференциация протестантизма. К лютеранству, реформатству и англиканству добавились сообщества баптистов, квакеров, гуттерских братьев и пр. Широкое распространение получил пуританизм. Все они претендовали на истинность собственных взглядов, что требовало дополнительной интерпретации исходных доктрин и выработки новых теологических аргументов. С этим временем связаны, в частности, имена Якоба Арминия, Джона Беньяна, Иоганна Герхарда, Фауста Социна, Джона Уинтропа, Джорджа Фокса, Филиппа Якоба Шпенера. Характерной чертой Т. п. становится поиск убедительных ответов на вызов рационализма, звучавший в ряде влиятельных философских учений Нового времени. Теологическое самосознание протестантизма этого периода было отражено в решениях Дортского синода, статьях Вестминстерского исповедания веры, Первого и Второго Лондонских исповеданий и в др. программных документах. Тогда же становится весьма популярной теологическая теория ковенанта. В начале XVIII в. Т. п. испытала мощное воздействие пиетизма. Это было закономерным следствием неуверенной позиции предшествовавшего схоластического теоретизирования перед деизмом, который ставил разум выше Откровения и рационалистически толковал религию. Пиетистская теология стремилась избежать отвлечённых рассуждений, делая упор на важность практической христианской жизни для оправдания и спасения. Идеи «отца пиетизма» Шпенера развивали Август Херман Франке, Иоганн Альбрехт Бенгель, Николай фон Цинцендорф, Генри Мельхиор Мюленберг и многие др. Воплощением пиетизма в XVIII в. стали учения гернгутеров и методистов. Позднее, в XIX в., к идеям пиетизма вернулась теология нео-лютеранства в Германии (Август Вильмар, Эрнст Хенгстенберг). Другим влиятельным фактором в протестантской теологии стал ривайвелизм, начало которому положило т. н. «Великое пробуждение» середины XVIII в. Особую роль в его обосновании сыграли пуритански настроенные американские теологи Джордж Уайтфилд и Джонатан Эдвардс. Уже в XIX–начале XX вв. эту линию продолжили Чарльз Финни, Джон Дарби, Дуайт Муди, Чарльз Сперджен и др. Начало XIX в. ознаменовалось зарождением либеральной традиции Т. п. У истоков её стоят Фридрих Шлейермахер и теологи Тюбингенской школы — Фердинанд Баур и Давид Штраус. К рубежу XIX–XX вв. это направление стало наиболее заметным в протестантской мысли. Его расцвет связывают с именами Альбрехта Ритчля, Хораса Бушнелла, Адольфа Гарнака, Эрнста Трёльча. Религиозность рассматривалась ими как внутренне присущее человеку качество, раскрывающееся в конкретно-исторических формах общества и культуры. Повышенное внимание уделялось анализу библейских, прежде всего христологических, сюжетов с позиций историзма и их социального контекста. Либеральная теология подчеркивала этический аспект в христианстве. Под её влиянием сложилось движение социального евангелизма, выраженное в концепции Уолтера Раушенбуша и др. В XX в. либерально-теологические воззрения развивались Альбертом Швейцером, Школой теологии Чикагского университета. Кризисные явления в европейском христианстве первой трети XX в. побудили Т. п. к пересмотру оптимистических либерально-модернистских позиций. Социальные и духовные процессы получают истолкование как глубокий разрыв людей с Богом. Теологи приходят к выводу, что Бог оказывается вне возможностей человеческого постижения, поскольку любое рациональное суждение несовершенно и лишь углубляет противоречия. Осмысление напряжённости между грехом и искуплением, порочной природой человека и спасающей благодатью Бога становится ведущим мотивом т. н. диалектической теологии. Она развивается в трудах Карла Барта, Фридриха Гогартена, Эдуарда Турнейзена. Её влияние отразилось в «теологии кризиса» Эмиля Бруннера, «теологии культуры» Пауля Тиллиха, концепции «демифологизации» Рудольфа Бультмана. Идеи диалектической теологии в 1930–1940-х гг. были восприняты американскими мыслителями и стали основанием протестантской «неоортодоксии». Усилиями Рейнхольда Нибура и других представителей этого течения восстанавливался авторитет доктрин ранней Реформации в вариантах строгого лютеранства и кальвинизма, с целью их применения в решении социальных и моральных проблем современности. «Неоортодоксия» представляла религию базовым фактором культуры, замещая эсхатологическими ожиданиями неопределённость перспектив социального преобразования. В середине ХХ в. на основе идей экзистенциальной экзегезы Р. Бультмана складывается направление герменевтической теологии (Эрнст Фукс, Герхард Эбелинг). Стоящая перед ним задача виделась в том, чтобы найти доступное сознанию христианина истолкование явленного в языке содержания веры, которое передаётся как текст через Слово Божие и через проповедь церкви. В XX в. параллельно теологическим линиям либерализма и «неоортодоксии» развивается идеология фундаментализма<#whitespace />протестантского. Своей апелляцией к непосредственной жизни и доступностью для массового сознания она потеснила собственно теологические концепции. В то же время очевидная и нарастающая секуляризация придала теологической мысли динамику, заставила её вырабатывать новые объяснения процессов, происходящих в общественном и индивидуальном бытии. Итогом можно считать возникновение в протестантизме секулярной или, по-другому, радикальной теологии. Она в значительной мере восприняла этический пафос «безрелигиозного христианства» Дитриха Бонхёффера и Хельмута Тилике. Радикализм же проявился, прежде всего, в отказе от традиционной протестантской парадигмы рассуждений о Боге. В работах 1960-х гг. Томаса Альтицера, Пауля ван Бурена, Габриэля Ваханяна, Уильяма Гамильтона складывается концепция теологии «смерти Бога». Считается, что для современной секулярной культуры идея трансцендентного Бога ничего не даёт и понятие о нём должно быть «исключено из словаря». Смерть Бога, по этой концепции, означает его полное «космическое и историческое» воплощение в мир. Христос в этой связи рассматривается как нравственный образец свободного человека, следуя примеру которого освобождаются духовно и социально все люди. Иллюзорность традиционного образа Бога и утрата его как предмета теологии лишают действительности любые теологические рассуждения. Наступает «смерть теологии», как это было сформулировано Альтицером, Карлом Рашке и другими авторами программного сборника 1982 г. «Деконструкция и теология». Другим вариантом секулярной христианской теории стала «теология процесса», основу которой составили идеи математика и философа Альфреда Норта Уайтхеда. Бог для него — это имманентная миру «чистая» возможность бытия. Существование природы есть постоянный процесс перехода потенциальных возможностей в актуальную действительность состояний пространства и времени. Поэтому любое действие человека в таком мире будет реализацией божественного замысла. В работах американских теологов Шуберта Миля Огдена и Джона Босуэла Кобба христианство интерпретируется как свидетельство жизненной реальности творческого саморазвития Бога в «физическом теле» сотворённого им мира. Естественным результатом приложения секулярного подхода к теологии стал её выход на социально-политическую проблематику современности. Здесь политическая теология протестантизма тематически пересекается с доктринами других христианских конфессий, рассматривающими религию как активное действие, направленное на обновление всего порядка бытия в духе любви, свободы и справедливости. В этом ряду «Откровение как история» Вольфхарта Панненберга, «теология надежды» Юргена Мольтмана, теологические концепции революционного развития общества Хельмута Голльвитцера и Харви Кокса. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |