|
Категории догматДОГМАТ (греч. δογμα — мнение, от δοκειν — думать, полагать, верить). Первоначальное значение слова «Д.»: то, что кажется хорошим. Классические авторы использовали его как термин, обозначающий истинность, неоспоримость: 1) отдельных принципов философских школ, 2) законов властей. Во втором значении слово «Д.» используется в Ветхом и Новом Заветах для обозначения царских указов (Дан. 2: 13; 3: 10; Лк. 2: 1), распоряжений религиозного характера (2 Мак. 10: 18; 15: 30), Закона заповедей Моисея (Еф. 2: 15; Кол. 2: 14), постановления Иерусалим. собора (Деян. 16: 4). Отцы Церкви и Учителя используют слово «Д.» в его первом значении. В отличие от философских учений, в Церкви Д. в первые три века называлось почти все, что было связано с верой и практикой христианской жизни. Начиная со св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста (IV в.) устанавливается значение Д. как отд. вероучительной истины, конкретного положения в целостной системе вероучения. Данная истина относится к существу религии, явлена в Божественном Откровении и определена Церковью. Таковы, напр., Д. о Боге, едином по существу и троичном в лицах, о двух природах в одном лице Богочеловека, об иконопочитании. В православном богословии Д.— понятие со строго определенным содержанием, выработанное и вошедшее в церковное сознание постепенно, имеющее основные существенные признаки: теологичность — по содержанию догматической истины; откровенность — по источнику познания; церковность — по способу сохранения и определения; обязательность — по отношению к сознанию отдельного верующего. Д. в основном являются вероучительные положения Вселенских соборов (см. также Символ веры). От Д. следует отличать не безусловно обязательные, но вполне вероучительные положения, укорененные в Священном Предании, сформулированные Отцами Церкви — «теологумены»; тем более следует отличать от Д. частные богословские мнения.
Теги: православие, католицизм Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |