|
Категории клешиКЛЕШИ (санскр. ед. ч. kleчa, «омрачение [сознания]»). В буддизме к основным К. относят следующие 5: страсть, ненависть, зависть, гордыню и порождающее их неведение. Их также называют 5 «ядами». Страсть и ненависть рождаются от чувства приятного или неприятного. Доведенные до своего предела, они вызывают у человека мучительные состояния, нередко приводящие к трагическим исходам. В обыденной жизни страсть проявляет себя как привязанность, а ненависть – как раздражимость. Причиной раскачивания психологического состояния личности от одного полюса эмоций к другому служит неведение – неправильная, с точки зрения буддизма, картина мира, в центре которой находится ощущение индивидом своего «я» и возникающее от этого чувство «мое». Эта же ошибочная позиция порождает гордость индивида собой, своими достижениями, своими качествами и зависть по отношению к тому, кто обладает чем-то большим, в материальном, социальном или интеллектуальном плане. Существуют и более детальные классификации К. В иконографии «Колеса бытия» 3 основные К. изображаются в центре круга в виде кусающих друг друга животных. Неведение – в облике грязной, черной свиньи или кабана. Страсть – в облике петуха или куропатки. Ненависть – в виде змеи. В образах гневных божеств, в их коронах, все 5 К. предстают как черепа – символы победы над врагами, которые сокрыты в психике каждого человека. К. проявляют себя в неблагих поступках, совершаемых телом, речью и мыслью. Сами по себе они существуют в потенции и актуализируются лишь при определенных жизненных обстоятельствах. В своей крайней форме они достигают состояния аффекта. Лит.: Введение в буддизм / Под ред. В. И. Рудого. СПб.: Лань, 1999. С. 37–38. Васубандху. Учение о карме. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. С. 137; Klesa / A Dictionary of Indology / Ed. by A. K. Roy, N. N. Gidwani. In 4 vols. New Delhi, Bombay, Calcutta: Oxford & IBH Publishing CO, 1983. V. 2. P. 312.
О. С. Хижняк Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |