КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

пратитья-самутпада

до 2 тыс

ПРАТИТЬЯ-САМУТПАДА (санскр.: pratгtya-samutpаda, «взаимозависимое происхождение») – буддийская концепция, объясняющая процесс круговорота рождений и смертей. Изложена Буддой Шакьямуни в «Дхармачакраправартана-сутре» («Сутре о вращении Колеса дхармы») вслед за Четырьмя благородными истинами. Состоит из 12 звеньев. Связана с учением о дхармах и скандхах. Имеет иконографическое отражение в сюжете «Колесо бытия», или «Шесть миров сансары».

Первые два элемента относятся к прошлой жизни. 1. Авидья – неведение – корень блуждания в сансаре (изображается в виде слепой старухи). 2. Санскара, или карма, накопленная в прошлом рождении, служит механизмом воспроизведения существования (в виде горшечника).

Элементы с 3 по 10 характеризуют нынешнюю жизнь. 3. Виджняна – сознание (обезьяна), как способность вопринимать мир. 4. Нама-рупа – имя-форма (лодка и в ней два человека). Внешний предмет запечатлевается в сознании через его наименование и восприятие формы. 5. Шадаятана –6 «баз» (дом с шестью окнами). Буддизм называет «базами» 5 органов чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, – и манас – ум, соединяющий и систематизирующий эмпирические данные. 6. Спарша – соприкосновение с внешним миром (мужчина и женщина касаются друг друга). 7. Ведана – чувство, возникающее при соприкосновениии, в результате которого утрачивается способность воспринимать реальность объективно (стрела, пронзающая глаз человека). 8. Тришна – влечение, или жажда бытия (сосуд с вином). Возникает из ощущения приятного. 9. Упадана – стремление к материальному бытию (человек тянется за плодами дерева). 10. Бхава – бытие, созревание новой кармы (наседка на яйцах).

Следующие два звена характеризуют переход в новое рождение. 11. Джати – рождение (женщина рожает ребенка). 12. Джара-марана – старость и смерть (старик бредет с клюкой, и оплакивание трупа). Переход от одного звена к другому происходит до бесконечности. Буддизм призывает человека прекратить блуждание в сансаре, став на Восьмеричный благородный путь.

Лит.: Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. С. 27–28, 167–175; Торчинов Е. А. Введение в буддизм: курс лекций. СПб.: Амфора, 2005. С. 34–36.

О. С. Хижняк

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Хижняк О. С.