КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

сангха

САНГХА (санскр

САНГХА (санскр. saьgha, «общество»), в буддизме: сообщество монахов (всего мира, страны, монастыря, конкретной школы); в махаяне в более широком смысле включает небесных просветленных – многочисленных будд; архатов - просветленных учеников Будды Шакьямуни; бодхисаттв, помогающих всем живым существам на их духовном пути; гневных защитников веры; медитационных божеств – образов для созерцания и покровителей конкретных буддийских школ.

С. является одной из старейших монашеских общин в мире; была создана Буддой Шакьямуни. Первые монахи – бхиккху (пали), или бхикшу (санскр.) – были странствующими, живущими на подаяние. Бхикшу разных общин собирались в определенных местах в 1, 8, 15 и 23-й дни лунного календаря для совместного чтения «Пратимокши» (монашеского устава) и исповеди, а также на сезон дождей (июнь – октябрь) в пещерах или временных жилищах, предоставлявшихся им состоятельными мирянами. В дальнейшем возникли стационарные монастыри, и появились мирские покровители С.

С. не имела жесткой организационной структуры, и после смерти своего основателя, не назвавшего имени преемника, сохранялась как свободное объединение многочисленных общин, разбросанных по территории Индии. Наиболее важные решения принимались на буддийских соборах (санскр.: сангити). Демократический принцип, положенный в основу существования С., привел к образованию множества независимых школ (обычно называют 18 школ).

В основу жизнедеятельности С. положены правила поведения монаха, установленные еще Буддой и зафиксированные в монашеском кодексе – Винае. Вступление в монашескую С. возможно в детстве (с 7–10 лет) или в более зрелом возрасте. Новообращенный провозглашает своим Прибежищем (санскр.: триратна) Будду, Дхарму и С. и вступает под их защиту, становясь послушником (шравакой). Он принимает те же 5 обетов, что и буддист-мирянин, а именно: отказ от убийства, воровства, прелюбодеяния, лжи, опьяняющих напитков. Получение первой ступени собственно монашеского посвящения бхикшу (начиная с 15 лет) требует принятия дополнительных 5 обетов, таких как: 1) отречение от песен, плясок, музыки и зрелищ, 2) от кропления благовониями и украшений, 3) от высоких и широких сидений, 4) от внеурочного приема пищи и 5) от принятия серебра. Полное монашеское посвящение (тхера) возможно в большинстве стран в возрасте не ранее 20 лет. Оно означает принятие 227 основных обетов, изложенных в «Пратимокше», и ряда дополнительных (всего свыше 250). Немногочисленные С. монахинь (пали: бхиккхуни, санскр.: бхикшуни) существуют по тем же правилам, но число принимаемых обетов и налагаемых ограничений значительно выше и доходит до 350. Обряд посвящения в любую из вышеперечисленных степеней<#whitespace />проводится в присутствии всех духовных лиц монастыря и не менее 4-х старейшин, имеющих полное посвящение. Нарушение первых 4-х обетов разрушает посвящение, и монах должен добровольно покинуть С. Нарушение последующих 6 можно загладить покаянием; если же нарушается какой-нибудь специальный обет, то монах несет временное наказание. Виная предусматривает также возможность беспрепятственного выхода из С. любого из ее членов в соответствии с его личным желанием.

В организационном отношении С. в разных странах существуют независимо друг от друга; в них наименования обрядов посвящения и духовных лиц приняты на национальных языках.

Лит.: Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства Монголии. Элиста, 1993. С. 110–233; Буддизм: каноны, история, искусство. М.: Белый город, 2006. С. 149.

О. С. Хижняк

 

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Хижняк О. С.