|
Категории ступаСТУПА (от санскр. stup – воздвигать, нагромождать) – буддийское культовое сооружение, выполняющее функции реликвария, мемориала, символа. С. происходит от доведийского погребального холма-шмашана. С. также называют «чайтья». В буддийских текстах есть указания на то, что С. строили ещё при жизни Будды: над останками его ученика Шарипутры, над волосами и обрезками ногтей самого Учителя, на местах, связанных с его уходом из отчего дома и началом отшельнической жизни. После паринирваны Будды и кремации его тела над телесными останками было построено 8 реликварных (шарирака) С., получивших в истории название «8 великих С.». Все они находились в восточной части долины Ганга. Еще две С. были построены над вещественными реликвиями (парибходжика): над сосудом, в который собирали реликвии Будды, и над углями от священного костра. Фундаменты некоторых из них предположительно отождествлены археологами. Другим типом С. являются мемориальные (уддешика) С., возводившиеся на местах, связанных с событиями жизни Будды – реальными (вост. часть долины Ганга) или вымышленными (на сев.-зап. древней Индии), с джатаками, – текстами, описывающими «прошлые рождения» Шакьямуни. В средние века вокруг наиболее значимых памятников появляются меньшие по размеру вотивные С. – возведенные по обету, ради получения «благой заслуги». Они могли быть без реликвий или содержать таблички, глиняные или медные, с записью формул Прибежища, а на более поздних этапах – мантр. С. почитали обхождением их посолонь, поклонами, подношением цветов, возжиганием светильников, пением гимнов, восхвалявших Будду. Первые буддийские С. не сохранились до наших дней, т. к. возводились как простые земляные сооружения, обложенные дерном. От некоторых из них остались каменные фундаменты. Широкое строительство С., их облицовка камнем или кирпичом, началось в 3 в. до н. э. при императоре Ашоке. В эпоху Шунгов (II в. до н. э.), Андхров/Сатаваханов (I–III вв. н. э.), Кушан (I–III вв. н. э.), Икшваков (III–IV вв. н. э.) С. превращаются в изысканные архитектурные сооружения, богато украшенные скульптурой. Постепенное вытеснение буддизма индуизмом (после III в. н. э.) приводит к снижению масштабов буддийского культового строительства, хотя ещё в период Гуптов (IV–VI вв. н. э.) создаются подлинные архитектурные шедевры в пещерах Аджанты и Эллоры. Прекращение возведения С. в Индии совпадает с полным упадком буддизма в XII–XIII вв., наступившего в результате глубоких внутренних причин, усиленных мусульманскими вторжениями в Индию. Вместе с проникновением буддизма в соседние страны там также начинается возведение С., которые в каждой стране имеют свои архитектурные особенности и свои национальные названия: дагоба в Шри-Ланке, чортен в Тибете, субурган в Монголии и буддийских регионах России, зеди и пато в Бирме, чеди и пранн в Таиланде, тхат в Лаосе, тха, бао, пагода – в странах Дальнего Востока. Лит. Архитектура стран Юго-Восточной Азии / Под ред. Ю. С. Ярлова. М., 1960; Хижняк О. С. Ступа: начало формирования буддийского культа. СПб., 2008. О. С. Хижняк
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |