КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

четыре благодродные истины

до 3 тыс

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ – доктринальная основа всех направлений и школ буддизма. Согласно жизнеописанию Будды Шакьямуни, они были открыты им во время созерцания в Бодхгае. Впервые были проповеданы им в Оленьем парке в Сарнатхе перед 5 слушателями – его спутниками по аскетической практике; изложены в «Дхармачакраправартана-сутре» – «Повороте колеса Учения». Самая ранняя запись этой сутры сохранилась в Палийском каноне (I в. до н. э.) – своде буддийских текстов буддизма тхеравады (хинаяны).

1. Благородная истина страдания гласит, что жизнь есть страдание. Эта истина вытекает из простого наблюдения за жизнью каждого человека. Рождение, старость, болезнь, смерть неизбежно сопряжены с физическими страданиями, и никто не может их избегнуть. Ментальное, или психологическое страдание связано с переживанием таких состояний, как: алчность, или страстность; ненависть, или злоба; гордыня, зависть и различные варианты этих эмоций. Истина страдания есть эмпирический факт земного бытия.

2. Благородная истина причины страдания. Будда провозглашает, что причиной страданий являются желания человека, порождаемые чувством «я», «мое». Именно «эго» человека, его оторванность от целостного бытия, порождает привязанность к наслаждениям, алчность, страстность, злобность или раздражительность и т. п. От чувства «я» рождается гордыня, надмевание над другими людьми, самодовольство, чувство превосходства. От него же рождается зависть – желание обладать тем, что есть у других, и лишать других какого-либо преимущества перед собой. Желания следует отличать от потребностей – действительно необходимых условий существования человека – в пище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

3. Благородная истина освобождения. Для того чтобы освободиться от страданий, буддизм призывает освободиться от желаний. Для этого рекомендуется избавиться от власти своего эго, ощутить себя частью великого, безграничного психокосмоса и начать жить в соответствии с его законами. В качестве основного нравственного принципа выступает закон кармы, согласно которому за добрыми поступками следуют благоприятные жизненные ситуации, а за злыми – обстоятельства, вызывающие страдание. Действие закона не проверяемо эмпирически, оно является предметом веры. Более высокой формой поведения и образа жизни считается следование Дхарме – духовному закону, в основе которого лежит развитие в себе милосердия и сострадания, и готовности вести всех живых существ к просветлению. Утверждается, что достижение этой цели при жизни приводит к состоянию нирваны (санскр.: безветрие, угасание) – состоянию внутреннего покоя, освобождения от власти ненависти и страсти, порождаемых неведением.

4. Четвертая Благородная истина пути предстает как Восьмеричный благородный путь. (см.: Восьмеричный путь).

 Лит.: Введение в буддизм / Под ред. В. И. Рудого. СПб.: Лань, 1999. С. 16–19, 32–39; Торчинов Е. А. Введение в буддизм: курс лекций. СПб.: Амфора, 2005. С. 26–38;

О. С. Хижняк

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Хижняк О. С.