КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

энстаз

Энстаз (нем. Enstase; англ. enstasy) — терминологический неологизм, образованный по аналогии с понятием экстаз, для описания измененного состояния сознания. Э., в противовес экстазу, как пребыванию вне себя самого, означает глубинное погружение в себя вплоть до растворения, своего рода прыжок в имманентность (т. е. в истинную реальность или абсолютное, в котором мы пребываем).

Термин Э. употребляется для обозначения некоторых разновидностей мистического опыта, в которых глубинная интроверсия не нацелена на встречу с трансцендентным Абсолютом (Богом), а схватывает (интуирует) единство или взаимопроникновение частной, отдельной (самость, «Я», субъективный момент сознания) и всеобщей, бытийной, космической реальностей. Парадоксальность Э. в том, что он есть одновременно пустое (освобожденное) и наполненное до краев бытие-сознание. В этом состоянии человек способен наблюдать все происходящее в нем (ощущения, эмоции, мысли) одновременно активно и отстраненно.

Использование термина Э. восходит в греческой этической традиции. В эллинистический период, в частности у Диогена Лаэртского, Э. использовался для обозначения образа жизни (древнегреч. enstasis biou). Противопоставление Э. и экстаза связано с самоопределением экстравертного и интровертного мистицизма. Впервые это противопоставление, как и сам термин Э., были использованы немецким теологом Г. Паулюсом (1761-1851). В 1800 г. в сочинении «Филолого-критический и исторический комментарий к Новому завету» (нем. «Philologisch-Kritisch und Historischer Kommentar über das neue Testament») он толковал видение Захарии не как экстатическое состояние, а Э. или факт внутренней жизни.

Новую жизнь термин Э. обрел в XX веке в философских изысканиях Г. Дойерверда (1894-1977) и в религиоведческих исследованиях М. Элиаде (1907-1986). Для Дойерверда Э. является отношением нашей сверхвременной самости к разворачивающейся во времени внутренней жизни (нем. Hineinleben). Благоря Э. образуются дорефлексивные структуры наивного опыта, когда единое космическое сознание погружается во временной поток. Элиаде использовал Э. как терминологический эквивалент самадхи и употреблял его в двух значениях. Первое связывает Э. с сознанием и знанием, это венец многочисленных "концентраций" и "созерцаний". Как вид знания Э. схватывает объект непосредственно без помощи категорий или воображения. Второе является собственно состоянием необусловленного восторга, Э. Оно появляется без воздействия со стороны, без всякой на то причины, и специальных приготовлений, хотя возможно только благодаря длительным усилиям йогина, поскольку не является даром или милостью богов. Трактовка Элиаде получила наибольшее распространение, так что его зачастую ошибочно считают исследователем, который ввел термин Э. в научный оборот.

Литература:

Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие. Киев «София» 2000.

J. Glenn Friesen, "Enstasy, Ecstasy and Religious Self-reflection" 2001.

 


Теги:  мистика, феноменология религии
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Цыпина Л. В.