КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

акциденция

АКЦИДЕНЦИЯ (от лат

АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. глагола accidere – случаться, оказываться) – классический термин в философии, обозначающий случайный признак, несущественное свойство вещи или привходящее обстоятельство и противопоставляемый понятию субстанции как самостоятельно существующему бытию-в-себе, которое выступает основой или носителем любого рода предметных характеристик. В логике субстанции отводится роль субъекта высказывания, тогда как А. отождествляется с его предикатом. Своим происхождением А. обязана Аристотелю, впервые использовавшему слово συμβεβηκός в специально оговариваемом смысле необязательного определения сущего (из десяти категорий лишь первая – категория сущности – относится к субстанции, остальные девять – к А.). Латинский эквивалент этого греческого выражения – accidentia – изобрел Боэций, когда переводил и интерпретировал комментарии Порфирия к Аристотелю (правда, уже у Сенеки можно встретить accidens в схожем значении). В средневековый теологический словарь термин А. вошел в связи с вопросами различения божественного и тварного бытия; считалось, что природа Бога, представляя собой чистую субстанцию, лишена А. Понятие А. присутствует в текстах Оригена, Тертуллиана, Августина, Ансельма, Абеляра, а равно и у Василия Великого, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, но семантически сильно варьируется от автора к автору, лишь благодаря Фоме Аквинскому получая фиксированное значение зависимого от субстанции параметра, отсутствие которого принципиально не сказывается на сущности вещи. В философии Нового времени понятие А. часто подменяется концептом «модус», выражающим различные состояния и проявления субстанциального базиса, будь то Бог, материя, мышление и протяжение или монада. У Иммануила Канта субстанция и А. понимаются как одна из категорий рассудка (категория отношения). В качестве априорной формы они активно участвуют в процессе познания мира, но не применимы для характеристики вещи в себе, не доступной человеческому опыту. Начиная с середины XIX в., когда субстанция теряет свою онтологическую общезначимость, становясь всего лишь мыслительным конструктом, одним из многих, понятие А. также постепенно выходит из употребления. Исключение составляет только проблемное поле логики, что объясняет присутствие А. в лексиконе аналитической философии.

Лит.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. Т. 2. М., 1971. С. 204–207; Лосев А. Ф. Разработка отдельных философских областей у Порфирия // Лосев А. Ф. История античной эстетики: Последние века. Кн. 1. М., 1988. С. 22–41; Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник. М., 1988. С. 230–252; Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 167–189; Bärthlein K. Zur Entstehung der aristotelischen Substanz-akzidenz-Lehre // Archiv für Geschichte der Philosophie. 1968. № 50. S. 196–253; Annas J. E. Aristotle on Substance, Accident and Plato’s Forms // Phronesis. A Journal for Ancient Philosophy. 1977. № 22. P. 146–160; Urbanas A. La notion d’Accident chez Aristote. Logique et métaphysique. Paris, 1988; Wald B. „Accidens est formaliter ens“. Duns Scotus über die Inhärenz der Akzidenzien // Wiener Jahrbuch für Philosophie. 1998. № 30. S. 59–70; Friebe C. Substanz/Akzidenz-Ontologie physikalischer Objekte. Eine transzendentalphilosophische Deutung der modernen Physik. Freiburg, München, 2001.

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Коваль О. А.