|
Категории феноменология религииФеноменология религии – междисциплинарное направление в изучении религии, совмещающее элементы теологического, философского и религиоведческого подходов. Ф. сложилось во многом под влиянием идей феноменологии Гуссерля, концепции нуминозного Р.Отто, идей экзистенциализма и психологии религиозного опыта. Для Ф. ключевым понятием является религиозный опыт человека, который и должен рассматриваться по преимуществу, а анализ религиозных ритуалов, священных текстов и религиозно-догматических систем должен проводиться в свете феноменологического представления о святом. Оставляя без ответа вопрос об онтологическом статусе религии, Ф. исходит из представления о том, что дискурс религии представляет собой результат встречи человека со святым, в результате чего порождаются исторические формы религии, их различные атрибуты и т.д. Т.о. в основе каждой религии лежит не столько система ритуальных действий и вероучение, но религиозно-мистический опыт, порожденный чувством восхищения и страха перед абсолютной инаковостью Бога. В различных религиозных традициях это чувство проявляется различным образом, но источник его всегда и везде остается один: это эмоциональная реакция человека на встречу с запредельным. Граница между рациональным и иррациональным в религии для Ф. не стоит остро, поскольку в самом понятии священное представлен и рациональный и иррациональный компонент. Именно поэтому между священным и нуминозным есть различие, нуминозное – это священное, лишенное рациональных элементов. Феноменологический подход к изучению религии, акцентирующий символическое значение элементов религиозного дискурса и специфику религиозного символа как такового, мистические отношения между обозначаемым и обозначающим, лежащие в основе его значения, во многом обусловил развитие семиотики религии. Сторонник Ф. Мирча Элиаде в своих трудах, прежде всего в работе История веры и религиозных идей, обратился к проблеме культурно-исторического опосредования религиозных интуиций и чувства святого, формирующих исторические формы религии. Если для Р.Отто влияние культурного и исторического контекста на формирование религии не выступает в качестве важного фактора, М.Элиаде удалось совместить Ф. и методы исторического анализа религиозных явлений. Важным достижением Ф. является разработка концепции священного, позволившего говорить о едином механизме формирования религиозного опыта, открытия в области специфики религиозного символа, особенностей религиозной коммуникации, новые направления в герменевтике религии. Литература 1. Шахнович М.М. Феноменологическое религиоведение: история и метод. Очерки по философии и культуре // Мыслители, 2001. - №5 2. Gooch T. A. The Numinous and Modernity: An Interpretation of Rudolf Otto’s Philosophy of Religion. — Berlin; N.Y, 2000. 3. Barbosa da Silva A. The Phenomenology of religion as a philosophical problem. Uppsala, 1982 Теги: протестантизм, феноменология религии Дисциплина: Философия Авторы: Прилуцкий А. М. |