|
Ценности вероучение католическоеВЕРОУЧЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЕ
Основой католического вероучения признается Свящ. Писание, принимаемое в церк. истолковании, и Свящ. Предание, включающее и церк. постановления. Следуя Никео-Цареградскому символу веры, В. к. признает все догматич. положения вселенских соборов относительно тринитарного учения и христологии. Основой спасения В. к. считает веру и добрые дела. В отличие от Православной Церкви, в Катол. Церкви признается добавление к символу веры филиокве. В ходе историч. развития Катол. Церковь создала свое понимание ряда положений общехрист. доктрины, составляющее особенность католицизма В первую очередь это касается учения о роли Церкви в деле спасения и о ее организации. Исходя из догматизированного катол. учения о первородном грехе, согласно к-рому, вследствие вины Адама, люди потеряли изначально данную им сверхприродную способность стремиться к высшей цели и подавлять низменные страсти, В. к. провозглашает Церковь важным инструментом спасения, поскольку она может возместить, в известном смысле, эту утрату с помощью т. н. сокровищницы сверхдолжных дел, т. е. сохранившегося излишка добрых дел, к-рые содеяли Христос, Богоматерь и святые. Это восполнение возможно потому, что, с одной стороны, сохранивший часть нетронутой грехом природы и обладающий свободой воли человек способен усваивать добро, а с другой — папа, как наместник Христа, имеет право распоряжаться сокровищницей сверхдолжных дел, уделяя из нее часть тем, кто в этом нуждается. Отсюда берет начало практика молитв за умерших, учение об индульгенциях и право пап сокращать срок пребывания души в чистилище. Катол. учение о спасении добрыми делами и особенно о сверхдолжных делах является основой почитания святых, реликвий, икон и т. д Необходимость Церкви как посредника в деле спасения обосновывает и В. к. о таинствах, при совершении к-рых верующему передается благодать. В. к (как и православное) признает 7 таинств. Организационно, с точки зрения В. к., Церковь являет собой строгую иерархию священников и епископов с папой во главе. Свое право на власть Катол. Церковь связывает непосредственно с властью, к-рую Христос передал апостолам, а универсальные претензии пап обосновываются якобы прямым наследованием ими первенствующего положения св. Петра среди др. апостолов Т. обр., церк. иерархия основана на божеств. авторитете: от Христа берет начало мистич. жизнь и через папу и всю структуру Церкви нисходит до рядовых ее членов. Следовательно, подчинение церк. авторитету и признание верховенства папы является обязанностью каждого католика В. к. до последнего времени рассматривало римско-катол. Церковь как мать и наставницу всех церквей, а др. независимые церк. объединения признавало отделеннымими. После II Ватиканского собора облегчились контакты между Церквами, но католическое понимание экуменизма основано на признании главенствующего положения римского престола.
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |