|
Ценности догматика католическаяДОГМАТИКА КАТОЛИЧЕСКАЯ (от греч. dogma — учение, мнение) — осн. формулы вероучения, истинность к-рых считается неоспоримой. Они объявляются богоустановленными, воспринятыми «отцами и учителями Церкви» через Божеств. откровение и переданными Церковью последующим поколениям верующих. Катол. Церковь признает решения 1-го (325) и 2-го (381) Вселенских соборов, на к-рых были сформулированы христ. догматы, воплотившиеся в Никео-Царьградском символе веры. В нем говорится о триединстве Бога, воплощении, искупительной жертве и воскресении Христа, Его единосущности Богу Отцу, спасительной миссии Церкви, воскресении мертвых и Страшном суде. 4-й Вселенский собор (451) установил учение о двойственной (богочеловеческой) природе Христа. Все эти догматы — общие для Катол. и Православных Церквей. Катол. Церковь признает принцип догматич. развития, начало к-рому положило добавление к 8 члену Символа веры (провозглашавшему исхождение Св. Духа от Отца) слов «и Сына» (Филиокве). Это дополнение было сделано на Толедском соборе в 589 и введено в церк. практику во Франкской империи ок. 800. В основе концепции догматич. развития лежало учение о праве собора приводить традиционное положение в соответствие с «живым голосом» (т. е. существующей практикой) Церкви, к-рая, будучи руководимой Св. Духом, обладает способностью непогрешимого толкования вероучения. В последующем Катол. Церковь догматизировала в 1439 на Флорентийском соборе учение о чистилище. В 1870 г. 1 Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости (безошибочности суждений) папы в делах веры, когда он говорит с кафедры (ех саthedrа), т. е. выполняет обязанности пастыря всех христиан. С широким распространением в католичестве культа Пресвятой Девы Марии связаны дополнения к догмату о признании Девы Марии Богородицей (принят на 3-м Вселенском соборе в 431). В 1854 Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 Пий XII ввел догмат о ее телесном взятии в небесную славу. В обоих последних случаях догматы были приняты без созыва собора. Первый свод катол. догматов Петра Ломбардского (12 в.) составлен по образцу труда Иоанна Дамаскина «Об ортодоксальной вере» (8 в.). Его переработка Фомой Аквинским, с учетом сводов Александра из Гэльса и Бонавентуры (13 в.), — основа Догматического богословия католичеста. Главные догматы бытия Бога и бессмертия души Фома Аквинский отнес к сфере «естественной теологии», а прочие, относящиеся к учению о таинствах, назвал «сверхразумными»: о Святой Троице, творении мира, первородном грехе, воплощении Иисуса Христа, телесном воскрешении, Страшном суде.
Лит-ра.
Краинский В. А. О католицизме по католическим источникам. Киев, 1873. Тышкевич С., свящ. Краткий католический катихизис. Рим, 1942. Биффи Джакомо. Я верую. Краткое изложение католического вероучения. Милан, 1990 Пупар Поль. Вера Католической Церкви. М. 1992. Антонини Бернардо. Божественное откровение. М. 1992. Кренцер Фердинанд. Завтра мы снова будем верить. (Основы католического вероучения). М. 1993.
Теги: католицизм Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |