КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Ценности

индульгенция

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (от лат. indulgentiа — милость) — папская грамота, свидетельство о смягчении наказания за грехи. Католическими богословами индульгенция обосновываегся тем, что Церковь обладает определенным запасом добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Девой Марией и святыми, и эту благодать можно использовать для смягчения эпитимьи с раскаявшихся грешников.

Запас добрых дел - учение о том, что папы и духовенство обладают совокупностью заслуг, образовавшимися благодаря подвигам Спасителя, Богоматери, святых. Это представление было развито схоластами 13 в. в особое учение о «сверхдолжных заслугах», подтвержденное буллой папы Климента VI «Унигенитус» («Unigenitus», 1349), а также Тридентским (1545-1563) и 1 Ватиканским (1869-1870) соборами. Оно утверждало, что клир обладает возможностью облегчить оправдание верующих за счет запаса добрых дел при условии принесения ими искреннего покаяния. Это учение способствовало принятию догмата о чистилище и распространению индульгенций.

Новая практика стремилась в основном к тому, чтобы посредством меры наказания достичь максимума соответствия между грехом и искуплением, причем учитывались даже самые незначительные обстоятельства. В конце концов последовал сдвиг сознания, вследствие которого покаяние стало отождествляться с компенсацией и сатисфакцией, что неизбежно должно было привести к искажению идеи благодатно даруемого в таинстве прощения.

Все эти опасности обострились из-за того, что очень скоро «тарифно-количественное» начало стало слишком разрастаться. Несмотря на относительное смягчение, нормы покаяния, предусмотренные для отдельных преступлений (т. е. пост, молитвенные труды, милостыня, отлучение на время или на всю жизнь, запрет на ношение оружия, телесные наказания и т.п.), стали настолько тяжелыми, что в сумме они могли легко сложиться в невыполнимое задание. Применение количественного принципа привело к развитию системы замещения.

Со временем личное покаяние стали заменять или укорачивать, перепоручая его совершение третьему лицу, а также заказом мессы или денежным выкупом. По покаянным правилам короля Эдгара (Эдуарда?) Английского (959-975) вельможа мог сократить семилетнее покаяние до трех дней, если за него три дня постились сначала 12 человек, а затем еще 7 раз 120 человек. «Редемпции» были вообще особенно популярны у англосаксов. Примеры у Беды Достопочтенного (ск. в 736 г.) и ранее — в приписываемых св. Эгберту Йоркскому (+ 766 г.) покаянных книгах. По последним предписывалось, например, следующее: день поста на хлебе и воде заменяется на пение 50 псалмов на коленях, или 70 — стоя, или же на 200 коленопреклонений, один динарий или три раздачи милостыни бедным, или на 50 ударов розгами зимой, 100 — осенью и весной, 150 — летом.

Таким образом, негативная реакция на покаянные книги в эпоху Каролингов была оправданной. Эту практику удалось отменить только при папе Григории VII (1073-1085). Но их отмена не смогла искоренить самих принципов, которые продолжали жить в практике исповеди в самых разных формах.

Прагматическое понимание взаимных обязательств продолжало преобладать в практике покаяния. Проявления этого - в представлении о гарантированной награде за крестовые походы. Здесь развитие шло по пути формирования системы индульгенций. Хотя теория индульгенций по сути своей корректна, она нередко (особенно в обещании наград) исполнялась слишком безответственно и неточно. Постоянное применение ее на практике (уже во времена крестовых походов) содействовало вульгаризации представлений об индульгенциях.

В Римской курии имеется три церковных трибунала – высшие церковные судебные инстанции. Святейший апостольский пенитенциарий — трибунал, в ведении которого находятся отлучения и индульгенции, отпущение наказания за самые тяжкие грехи. В их числе СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, которые, согласно святоотеческой традиции, произошли от «корня всякого зла — гордости»: тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность. Эти грехи в свою очередь порождают ряд других: от тщеславия происходит непослушание и чванство, от зависти — ненависть и т. д. Такая классификация грехов принадлежит папе Григорию Великому. Она несколько отличается от вариантов Тертуллиана и Августина, но утвердилась в церковной системе средневековья и католических пенитенциариях (сборниках текстов для проведения исповеди). Считается, что для освобождения людей от этих семи зол Христу при сошествии на землю понадобились семь даров благодати. Сохраняя святоотеческое разделение грехов на простительные и тяжкие (в т. ч. и смертные), теология 16- 20 вв. неоднократно водила новые варианты их разграничения.

 

 

 


Теги:  католицизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)