КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Ценности

православие

Православие — наиболее традиционная разновидность христианства. Русское слово «П.» («правильное славословие Бога»), по сути дела, равнозначно греческому понятию «ортодоксия» («правильное мнение»). Ортодоксальность П. воплощается в его церковности и в твердом хранении православной церковью истин Откровения. Стало быть, П. есть церковь Христова на земле, неколебимо приверженная религиозному учению, полученному апостолами от Иисуса Христа. Важнейший критерий П. — строгое соблюдение в церковной жизни догматических и канонических положений, утвержденных Вселенскими соборами, Поместными и Архиерейскими соборами автокефальных церквей, преемственность к богословскому наследию святых отцов, в котором утверждается главенство апофатического принципа богословия и основополагающее значение придается мистическому началу богопознания. Церковные ортодоксальность и традиционализм П. сочетаются с постоянным духовным обновлением опыта христ. веры и жизни в подвигах святости иноков, духовенства, мирян. Обновление мистического богосознания Церкви осуществляется в значительной мере благодаря харизматической (см. Харизма), неформальной традиции, благодаря опыту старчества, передаваемого от одного поколения подвижников к другому, защищаемой преданием Церкви и почитанием старцев церковным народом. Поэтому в П. немыслимо укоренение каких-либо внешне авторитарных идеологических и организационных форм, типа общеобязательной богословской доктрины или догмата о непогрешимости папы римского. Здесь традиционно отсутствует приверженность к строгой формальной упорядоченности, идеологической четкости и законченности вероучения. Восточное христианство избегает умножения догматов под влиянием «актуальных задач» и потребностей «современности». Во многих важных вопросах богословия и церковной жизни оно предоставляет большую свободу толкования, стремясь создать не столько мировоззренческую систему, сколько разработать метод для решения определенных богословских и религиозно-нравственных задач. Этим объясняется разнообразие типов православных святых. Среди них мы видим отшельников-аскетов (Антоний Великий и Макарий Египетский, Григорий Синаит, Нил Сорский), государственных мужей (Константин Великий, Владимир Святой, св. благоверный князь Александр Невский), страстотерпцев (Борис и Глеб), выдающихся подвижников мысли (Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама), юродивых (Симеон, Андрей, Василий Блаженный, Ксения Петербургская), небесных воинов за Правду Божию (Георгий Победоносец, Димитрий Солунский). Православная церковь, с присущим ей акцентом не на нормативно-моральной стороне, а на духовно-энергийной основе христианства как религии благодати, избегает строить, в отличие от римско-католической церкви, свою внутреннюю организацию на юридических принципах, взятых из опыта государственной жизни. Она тяготеет к типу патриархально-семейного союза, проникнутого чувством сердечно-духовной общности архиереев, священства и мирян. Хранителем благочестия в П. служит не только патриарх и священнослужители, но весь православный народ. Согласно восточно-христианскому принципу соборности, значение церковной власти признается только за собором епископов, выражающих не свое коллективное мнение, но выносящих общее церковное определение, находящих правильные формы актуализации того православного опыта, который уже имеется по благодати Духа Святого. Важнейшим организационным признаком стремления П. к идеалу семейности, духовной органичности и жизненной естественности является автокефальное устройство поместных церквей внутри Вселенской православной церкви, в соответствии с пределами тех национальных и государственных единств, которые сложились исторически. Восточная церковь не только не покушается на духовную суверенность народов, но, наоборот, благословляет всякую национальную самобытность, стремясь просветить и бережно приобщить ее к источникам благодати. Вселенская универсальность П. базируется не на унификации церковной структуры, не на унитарных идеологических формах и моделях религиозной жизни, а на сознании глубокого, воплощенного во Христе единства человеческой природы, на вере в способность всякой личности воспринять дары благодати, на уповании в грядущее обожение всей твари. Столь характерная для П. потребность соединить Божественное и человеческое, небесное и земное, бережно преобразить все естественное и самобытное воплощается в особом почитании Богородицы и святых. Очень существенное отличие П. от западного христианства (более моралистичного и нормативного, чем духовно-интуитивного) определяется традиционно укоренившейся способностью православного человека лицезреть «умную красоту» образов Небесного мира и стремлением к преображению земного бытия этой высокой энергией. Тем большее значение в православном жизнепонимании приобретает культовая сторона, где культ является отнюдь не условно-символическим действием, подобным светскому обряду, но «мистическим методом» сочетания посредством церковных таинств начал Небесного и земного миров. Имея столь глубокое духовно-мистическое содержание, П. избегает апелляции к логическим формулам и внешнему авторитету при решении задач объединения людей. Оно предпочитает обращаться к чувствам, художественным образам и традиционным религиозным символам, желая достичь не контакта умов, а созвучия душ. Неприятие православной традицией схоластического богословия, неиспользование музыкальных инструментов в богослужении, непочитание стигматов, отказ от скульптурных изображений Христа и святых, столь характерных для католических храмов, — все это говорит о стремлении П. защитить сокровенную духовную истину от поверхностного понимания и профанации. Вместо скульптуры с ее посюсторонней материальностью П. прибегает к иконописи, понимаемой как «возвещение красками» (о. Павел Флоренский) жизни иного мира. Вместо хотя и возвышенных, но все же искусственных звуков органа П. предпочитает хоровое пение, которое более непосредственно передает внутреннее состояние молящихся. Со времени разделения единой церкви на Западную и Восточную (1054) имя «православная» осталось за последней, тогда как первая усвоила название «католической», т.е. вселенской, всемирной. Различие в названиях не случайно, ибо Римская церковь при всемирности духа и организации, при неоспоримых заслугах на поприще строительства христ. культуры, в деле христ. просвещения и образования, не сумела в силу многих причин освоить традицию мистического богопознания и сохранить во всей полноте изначальное Богооткровенное апостольское учение. Католицизм отошел от ортодоксальных духовных оснований христианства в сторону интересов мирской жизни и культуры, увлекся решением миродержавных задач, внес в свою догматику не соответствующие ортодоксии положения. Возникший в XVI в. протестантизм, устремившийся исправить существенные недостатки Римской церкви, не смог, однако, вернуться к П. Он отчасти унаследовал отклонения католицизма от ортодоксии, отчасти усугубил их, отказавшись от церковного предания и далее ослабив мистически-традиционные основы церковной жизни. В условиях современного мира, где обостряется потребность многих людей в духовной независимости от навязываемых извне стереотипов, а также наблюдается стремление многих народов к сохранению своих самобытных культур и формированию многополюсного мирового сообщества, все названные выше особенности П. могут оказаться весьма ценными.

 


Теги:  православие
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.