КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Мифы

София

София (греч. премудрость, знание, мастерство) — понятие, родившееся в античной философии и связанное с представлением о смысловой благоустроенности космоса. Платон и Аристотель в своих учениях рассматривают С. как объективно-смысловую и эстетическую организованность бытия, лишенную какого-либо личностного характера. Библейская традиция придает символу С. весьма сложное и многогранное содержание Премудрости личностного Бога. В Книге Притчей Соломоновых этот символ служит для выражения духовного влияния Бога на мир, подразумевая довольно сложную систему взаимоотношений мира и Слова Божия, тварной реальности и промыслительных духовноэнергетических сил мироздания. Премудрость в данном плане есть Божественная премирность Смысла, его запредельная целокупность, сверхчеловеческая ясность и полнота. Всякая же мудрость человеческая — только тень Премудрости Божией. Христ. традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет С. – Премудрость Божию со вторым Лицом Пресвятой Троицы — Богом-Словом, Сыном Божиим Иисусом Христом. На православном Востоке (в Константинополе) и на Руси (в Киеве, Новгороде, Полоцке, Тобольске, Архангельске) С. посвящались соборы. Известны также русские иконописные изображения С. Ряд русских религиозных философов, стремившихся разрабатывать христианскую космологию, обратились к софийной символике и проблематике как к форме духовно-интеллектуального освоения вопросов об отношении Бога и мира, нетварной духовности и тварной телесности. Сложный характер этих вопросов, а также изначально неправославный путь их решения, предложенный основоположником русского религиозно-философского учения о С. – Премудрости Божией В.С. Соловьевым, привели к некоторым уклонам от православной богословской традиции в рамках софиологии, развитой о. Павлом Флоренским и особенно о. Сергием Булгаковым, который, оказавшись в эмиграции и став одним из ведущих преподавателей Русского Православного Богословского института в Париже, именно с разработкой софиологического учения связывал начало нового этапа развития восточно-христ. богословской мысли. Однако построение софиологии в русле соловьевской, по истокам платонической и гностической, метафизики всеединства обусловило теоретически надуманные, православно неоправданные элементы в богословствовании о. Сергия. Его софиологические построения стали предметом многолетней обширной полемики, вызвав резкое неприятие со стороны руководящих православных иерархов как Русского зарубежья, так и России. Учение о. Сергия Булгакова о С. – Премудрости Божией было осуждено сначала Архиерейским синодом (март 1927), затем Архиерейским собором Русской православной церкви за границей (октябрь 1935), а также двумя указами Московской Патриархии от 7 сентября и 27 декабря 1935.

 


Теги:  православие
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.