|
Мифы иудейская мифологияИУДЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ – наука о мифах, то есть знаковых преданиях, отражающих народные представления о древних верованиях, ритуалах, прародителях или законоучителях приверженцев иудейской религии. Для верующих иудеев, конечно, они являются истинными событиями, сомневаться в подлинности которых представляется большим грехом. Подход к текстам Библии как собранию мифологических сюжетов сформировался на основе разработок библейской критики, берущей начало в европейской науке с творчества Б. Спинозы (17 в.). Этот голландско-еврейский философ первым аргументированно доказал, что авторство Пятикнижия не могло принадлежать Моисею, хотя бы потому, что там описывается смерть Моисея. К концу 19 в. исследователи текстов Библии выделили несколько их составных частей – одна, где Бог именуется Яхве, другая, где его имя Элохим, третья – Жреческий кодекс в начале книги «Бытие» и принадлежащая автору Второзакония. Успехи в изучении истории стран и народов Древнего Востока от Месопотамии до древнего Египта предоставили огромный по объёму и разнообразию материал для определения источников формирования библейских сказаний. Оказалось, что эти источники восходят к древнейшим преданиям шумеров, вавилонян, египтян и других народов региона. Оказалась опровергнутой теория панвавилонизма Вельгаузена, сводившего большинство источников текста к эпохе Вавилонского пленения евреев (6-5 вв. до н. э.). Важным источником преданий, дополняющим канонические книги Ветхого Завета, являются сохранившиеся тексты различного вида иудейской религиозной литературы древнего и средневекового периода, в частности, «мидраши». В мидрашах комментировались Законы Моисея и приводились назидательные рассказы об исторических персонажах, причём широко использовался сохранившийся мифологический материал, по которому исследователи находят следы домонотеистических представлений древних иудеев. Главная особенность И. М. заключается в том, что в иудаизме каждый верующий может рассчитывать на блаженное царство будущего, независимо от происхождения. Кроме того, она исключительно национальна, и все ёё предания направлены на подтверждение и защиту прав иудейского сообщества. Например, то, что Священное Писание начато с сотворения мира, объясняется стремлением доказать правомерность заключения союза Бога с потомством Авраама и дарования ему Святой земли. Но сами мифы Пятикнижия имеют близкое сходство с подобными мотивами месопотамской, ханаанской, древнеегипетской и др. мифологиями Древнего Востока. Мотив отделения света от тьмы и создания небесных светил содержится в аккадском мифе о вавилонском боге Мардуке. Семь дней творения, как и семь ветвей священного светильника «меноры» соответствуют семи планетам вавилонской космогонии. Библейское имя Бога - Элогим (Эл) обозначает имя божества у многих семитов и, что особенно важно, у жителей Ханаана (Палестины), до переселения туда древнееврейских племён в 13–12 в. до н.э. Имя первого человека – Адам восходит к еврейскому слову «адама» (земля), что соответствует древнешумерскому преданию о сотворении богами людей и животных из глины. Аналогично этому библейский рассказ о потопе имеет особенно много аналогов в шумерских и ассиро-вавилонских мифах. Древнейший из них, шумерский, относится к 3 тыс. до н. э. В этих преданиях также из катастрофы спасается герой – любимец богов. Характерно для месопотамской мифологии упоминание о «ковчеге» – священном корабле, а также о известной уже аккадцам стране Урарту. Вполне соответствуют историческим условиям, хотя, конечно, не буквально подтверждают их, библейские сказания о патриархах. Предполагается, что в основе рассказов о патриархах лежат зафиксированные гораздо позднее племенные предания. Исход праотца Авраама (первоначальное Аврам) из Ура (Южная Месопотамия) отражает движение семитских народностей на запад в начале 2 тысячелетия до н. э. в эпоху правления вавилонского царя Хаммурапи.. Для объяснения изменения имени боровшегося с божеством патриарха Иакова на Израиль («боролся с Богом» (Бытие 32:28)) есть толкование, что речь идёт о борьбе с духами почивших, то есть негласное признание бытовавших элементов политеизма. Вместе с тем, по мнению других исследователей, это имя означает «Бог (Эл) боролся», то есть своего рода призыв от Бога Иакова оказать ему помощь, в борьбе с земными и небесными врагами. И. М. очень точно отражает патриархальные отношения древнего общества. Женщина полагалась существом пассивным и в случае нарушения сексуальных запретов, как правило, рассматривалась как неудачливая жертва, основная вина лежала на мужчине. При этом сексуальная связь мужчины с блудницей или храмовой проституткой не считалась грехом, поскольку эти женщины не были собственностью мужских членов их большой семьи. История пребывания сына Иакова Иосифа в Египте может считаться волшебной сказкой, однако несомненно она отражает реальные факты пребывания хотя бы части еврейских племён в древнем Египте. Однако и тут прослеживается иудейская религиозная идея о возвышении иудея в чужой стране и покровительстве его своим соплеменникам. Однако главная миссия спасения народа и руководства исходом из Египта, дарования Богом в Синайской пустыне 10 заповедей выпадает на долю Моисея и его брата Аарона (имена египетские). Исследователи полагают, что на монотеистическую концепцию этих заповедей повлияли религиозные реформы египетского фараона Эхнатона (14 в. до н. э), также носившие монотеистический характер. Показательно, что в этих заповедях не упоминается Святая Земля, обетованная Богу, что может свидетельствовать о кочевом образе жизни народа, ведомого Моисеем. Хотя редакторы Библии тщательно стремились устранить все следы политеизма, всё же они достаточно заметны. Например, культ медного змея исцелителя, как свидетельствует археология, был свойственен многим народам древнего Ближнего Востока. Вера в него была настолько крепка, что его изображение находилось в Иерусалимском Храме и было уничтожено только в условиях торжества монотеизма царём Езекией (6 в. до н. э). Тем не менее, остатки политеизма иудейская религиозной литература сохранила в виде сюжетов с упоминанием «шестикрылых серафимов», ангелов, демонов, «сатаны-губителя» и т.д. Талмудические предания, относящиеся к Второму Храму и более позднему периоду, связаны с историческими личностями тех времён – Александром Македонским, Иродом Великим, римскими императорами Титом, Веспасианом, Адрианом, вождём восстания иудеев против римлян (132– 135 гг.) Бар–Кохбой. Другие сюжеты и легенды рассказывают о делах и поучениях выдающихся законоучителей от Гилеля Старшего ( 1 в. до н. э. – 1 в. н. э) до завершителей Талмуда (конец 5 в. н.). В средние века иудейское мифотворчество, несмотря на возражения иудейских философов – рационалистов, в частности, Маймонида, продолжалось, особенно в трудах каббалистов. Хасидские притчи и сказания, возникшие в 18–19 вв., представляют собой последние исключительно выразительные образцы И. М. Литература: Р. Грейвс, Р. Патай. Иудейские мифы. М. 2002; А. И Немировский. Ближний Восток. Мифы древности. М. 2001; И. Р. Танлевский. Введение в Пятикнижие. М. 2000; Введение в Талмуд. Москва-Иерусалим. 1993, Х. Бялик, И. Равницкий. Агада. Иерусалим (Библиотека Алия). 1989; М. Бубер. Хасидские предания. М. 1997; М. Луцатто. Очерк об основах иудаизма. СПБ.2001.
Теги: иудаизм Дисциплина: Культурология / Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |