КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Мифы

асмодей

АСМОДЕЙ – злой дух, имя которого часто упоминается в западной демонологии

АСМОДЕЙ (евр. אשמדאי) – злой дух, часто упоминаемый в западной демонологии. В европейскую литературу образ А. проник из иудаизма, куда он, в свою очередь, попал, по-видимому, из иранской мифологии, в которой ему соответствует злое божество Аэшма, имя которого означает «буйство».

А. впервые упоминается в «Книге Товита», относящейся к второканоническим текстам Библии (ок. II в. до н .э.). Здесь он описывается как злой дух, который полюбил Сарру, будущую жену Товии, сына Товита, и препятствовал ее замужеству, убивая женихов. Однако А. не смог убить Товию, поскольку тот изгнал демона посредством сожжения рыбьей печени и сердца, от запаха которых А. «убежал в верхние страны Египта». Таким образом, Товия смог жениться на Сарре. Схожим образом А. описывается в псевдо-эпиграфическом тексте «Завет Соломона» (ок. I в. н. э.), где он характеризуется как дух, который «строит козни новобрачным, так чтобы они никогда не познали друг друга». Главным противником А. в обоих этих текстах оказывается архангел Рафаил.

В «Агаде» А. приписывается титул царя или князя демонов, и он часто выступает в роли демона-мудреца, знающего самые сокровенные тайны. А. нередко состязается в мудрости и хитрости с царем Соломоном. В одном из агадических преданий А., плененный военачальником Соломона, помогает царю в строительстве храма. В другом предании А. хитростью лишает Соломона царской власти и изгоняет его из страны, в результате чего Соломон вынужден странствовать как нищий, а затем доказывать Синедриону свое право на трон.

В средневековой демонологии А. олицетворяет один из семи смертных грехов – похоть. В «Гоэтии», одном из популярных европейских магических текстов, А. – демон, который описывается как «великий король, сильный и могущественный», появляющийся как существо с тремя головами: быка, человека и барана. У А., согласно «Гоэтии», змеиный хвост, ноги с перепонками, как у гуся, а изо рта выходят языки пламени. Он ездит верхом на драконе и держит в руках копье со знаменем. Согласно тому же тексту, А. может обучить вызвавшего его арифметике, астрономии, геометрии и всем ремеслам, а также сделать заклинателя невидимым, указывать расположение сокровищ и охранять их.

Лит.: Аверинцев С. С. Асмодей // Аверинцев С. С. Собрание сочинений. Т. 4. Киев: Дух i Литера, 2006. С. 76; Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М.: Раритет, 1993; Блейз А. Демонография. М.: Ганга, 2008; Гоэтия / С предисл. и комм. А. Кроули. М.: Ганга, 2009; Демонология эпохи Возрождения / Ред. и сост. М. А. Тимофеев. М.: РОССПЭН, 1996; Jong A. de. Traditions of the Magi: Zoroastrianism in Greek and Latin Literature (Religions in the Graeco-Roman World). Brill, 1998.

С. А. Панин


Теги:  оккультизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Панин С. А.