|
Мифы сатанаСАТАНА (др.-евр. שטן «обвинитель», «противник», «подстрекатель», «препятствующий») – противник Бога в христианской и иудейской традициях. Греческий перевод этого имени, используемый в Септуагинте, – διάβολος, откуда рус. слово «дьявол». Первоначально в Библии это слово было нарицательным названием того, кто препятствует или мешает, и применялось в самых разных контекстах. Например, в Чис. 22:32 препятствующим (в оригинале שטן, т.е. букв. «сатаной») назван ангел, посланный помешать Валааму совершить дело, неугодное Богу. Как название конкретного существа слово «С.» впервые используется в «Книге Захарии» (ок. VI в. до н. э.) (Зах. 3:2) и в «Книге Иова» (Иов 1:6–12, 2:1–6). В «Книге Захарии» С. – обвинитель на небесном суде, стоящий по правую руку от Бога; в «Книге Иова» – один из «сынов Божиих», обвиняющий Иова в корысти. В обоих текстах С. описывается как слуга Бога, а не его противник. Лишь в первых вв. н. э. происходит постепенное изменение образа С., в результате чего он начинает пониматься как противник, враг Бога. В Талмуде С.-искуситель склоняет людей ко злу и сеет распри. В Новом завете С. отождествляется со змеем из «Книги Бытие» (Откр. 12:9) и называется причиной первородного греха. Он искушает Иисуса в Евангелии от Матфея (Мф. 4:1–11), а в Евангелии от Луки С., о котором говорится, что он «спал с неба, как молния», фактически отождествляется с падшим ангелом Люцифером (Лк. 10:18). Одновременно с формированием образа С. как самостоятельной личности и врага Бога, в христианстве и иудаизме оформляется и образ архангела Михаила как главного противника С. (см., напр., Откр. 12:7–9). В средневековых источниках С. понимается как подражатель Бога, возжелавший, подобно своему создателю, стать «творцом». Но творит он исключительно отрицательные вещи: он есть «отец лжи», «изобретатель греха» и т. п. В средневековой демонологии Сатану также часто рассматривали как воплощение одного из семи смертных грехов – гнева. Хотя в современном иудаизме и христианстве С. понимается как противник Бога, он, согласно ортодоксальным интерпретациям, не является равной Богу силой и действует лишь по его попущению. Он безуспешно пытается обратить против Бога силу, полученную от него же, и, в конечном счете, помимо собственной воли содействует выполнению божественного замысла. Однако в дуалистических ересях, таких как ересь богомилов, С. выступает как равный Богу. Аналогичные идеи встречаются в восточнославянском фольклоре, а также в русских и южнославянских апокрифических текстах XVI–XVII вв.; кроме того, в этих источниках присутствуют сюжеты, где С. вместе с Богом творит мир и даже выступает в качестве положительного персонажа, побратима Бога, его друга, помощника или слуги. Лит.: Аверинцев С. С. Сатана // Аверинцев С. С. Собрание сочинений. Т. 4. Киев: Дух i Литера, 2006. С. 379–383; Келли Г. А. Сатана. Биография. М.: Весь мир, 2011; Кузнецова В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск: СО РАН, 1998; Махов А. Е. Hostis Antiquus. Категории и образы средневековой христианской демонологии. М.: Intrada, 2006; Unger M. F. Biblical Demonology. Grand Rapids: Kregel Publications, 2011. С. А. Панин
Теги: оккультизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Панин С. А. |