КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Мифы

Велиал (Велиар)

ВЕЛИАЛ, В е л и а р (евр

ВЕЛИАЛ, Велиар (евр. belijja'al, греч. Βελιαρ), в иудейских и христи­анских представлениях демоническое существо, дух небытия, лжи и разруше­ния. Этимология имени В. не ясна; в Ветхом Завете это имя (в синодальном пе­реводе Библии чаще всего передаётся описательно) употребляется в одном ря­ду с такими словами, как “суета”, “ничто” и “не-бог” (срв. Втор. 32, 21), для обозначения “чуждых богов”, ощущаемых одновременно как нечто нереаль­ное и опасное, вредоносное именно своей призрачностью. В. может причинять человеку беду и недуг (Пс. 40/41, 9), и это сближает его со злыми духами язы­ческих мифологий; гораздо важнее, однако, что он выступает как обольститель человека, совращающий его к преступлению (“делу В.”, Пс. 100/101, 3, в сино­дальном переводе — “вещи непотребной”), вербующий его в ряды “сынов В.” (Втор. 13, 13; 1 Царств 2, 12 и 10, 27; Суд. 19, 22 и др.), делающий из него ма­ленького В. Поэтому в иудейской апокалиптике именно В. оказывается вождём совращённых им воинств “сынов тьмы” (кумранский текст “Война сынов све­та против сынов тьмы”, “Заветы 12 патриархов” и др.). То же понимание — в новозаветном увещании хранить твёрдость духовного “воина”, стоящего про­тив всего мира: “Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у све­та с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?” (2 Кор. 6, 14—15). Как центральный антагонист дела Иисуса Христа, В. — возможный эквива­лент сатаны, но если последнего отличает враждебность человеку, то первого — внутренняя пустота, несущественность.


Теги:  христианство, Ветхий Завет, иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Трохачёв С. Ю.