|
Универсалии проблема универсалий в византийской патристике
Проблема универсалий в византийской философской мысли – направление философско-богословских исследований, предполагающее осмысление, в первую очередь, концепта «общей сущности», но, вместе с тем, и как такового концепта «общности», понимаемой в т.н. «горизонтальном» смысле, то есть, в смысле общего вида или рода. Можно выделить три фактора в развитии учения об универсалиях в византийской мысли: это 1) богословский фактор; 2) фактор непосредственного влияния школьной нехристианской философии и 3) фактор влияния общераспространенного (то есть, не школьного) в позднеантичную и ранневизантийскую эпоху аристотелизма. В плане богословского фактора, выделяются три важнейших периода в истории богословских споров в Византии, когда проблема универсалий играла значительную роль и когда эта тема получала свое развитие. Каждому из этих периодов соответствует своя специфическая богословская проблематика. Это 1) период формирования философских тенденций в Византии в IV в. во время арианских споров; затем 2) период халкидонитско-монофизитских споров в VI–VIII веках, и наконец, 3) период паламитских споров в XIV в. В плане влияния философского фактора имело место различное влияние на христианских философствующих авторов Афинской и Александрийской школ неоплатонизма, которые вбросили в византийскую патристическую мысль две различные парадигмы понимания универсалий. Различие этих парадигм связано с тем, что в рамках парадигмы универсалий Афинской школы имело место тяготение к «чистому» платонизму, в то время как в отношении парадигмы универсалий, сложившейся в рамках Александрийской школы, сказывается то, что в Александрийской школе активно изучались и комментировались сочинения Аристотеля, и соответственно, в рамках этой парадигмы заложено влияние аристотелевской философии. Начало влияния на христианских авторов в Византии этих обеих школ относится к VI веку. Влияние Афинской школы неоплатонизма связано с дискурсом иерархии универсалий-начал, к которым причаствует тварное сущее в меру природных способностей, каковой был введен в византийскую философскую мысль автором так называемого Ареопагитского корпуса, заимствовавшего этот дискурс у схоларха платоновской Академии в Афинах Прокла. Тема иерархии начал тварного сущего, будучи введена в византийский патристический дискурс автором, принадлежащим, вероятно, к монофизитскому лагерю (автором Ареопагитского корпуса), была подхвачена халкидонитами, но не играла существенной роли в халкидонитско-монофизитских спорах; однако именно эта тема позднее стала предметом полемики, касающейся темы универсалий, в паламитских спорах. Влияние Александрийской школы связано с именем ученика Прокла Аммония, сына Гермия. В рамках аммониевской философской школы был выработан троякий способ понимания универсалий, как существующих «до вещей», «в вещах» и «после вещей», каковой повлиял, в основном, на философскую мысль в средней Византии. Расхожий аристотелевский дискурс общности был воспринят и укоренился в византийской философской мысли во время арианских споров и обсуждение характера понимания аристотелевского дискурса общности релевантно как для арианских, так и для халкидонитско-монофизитских споров. Кроме этих магистральных линий можно выделить несколько локальных философских линий, имеющих отношение к теме универсалий в византийской философии. Среди таких линий можно выделить, во-первых, являющуюся развитием аристотелевского дискурса тему родовидовой иерархии, построенной по принципу древа Порфирия, на вершине которого находится сущее, или сущность (Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин и др.), и во-вторых, тему иерархии сущего, которая в следствие вброса элементов философии Прокла через Дионисиевский корпус в византийскую философию впоследствии была отчасти замещена темой иерархии начал-универсалий. Теги: христианство, православие, Византия, средневековая философия Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Бирюков Д. С. |