КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Универсалии

абстракция

АГИОЛО'ГИЯ

АБСТРАКЦИЯ — 1. Операция мышления, состоящая в отвлечении, отделении того или иного признака, качества вещи, явления или процесса; акт разложения синкретической целостности на ряд составляющих.

2. В обыденном сознании — единица мышления вообще, то же, что понятие, представление, идея, мысль, значение. При подобном толковании термина абстрактное мышление есть только совокупность А., абстрактная деятельность. Из ленинских работ термин "абстрактное мышление" вошел в лексикон многих советских философов в качестве обозначающего мышление вообще.

3. В классическом идеализме, в особенности у Гегеля, А. — элементарная форма мыслительного процесса, результат работы рассудка, формирующего представления, и в этом плане только начало и предпосылка мышления в собственном смысле слова, т. е. деятельности конструирования конкретного. А. — материал, из которого разум воссоздает целостное, системное, богатое по содержанию, т. е. конкретное знание в понятиях. Согласно логике абсолютного идеализма, вещи абстрактны (онтологический аспект), а также представления о них (гносеологический аспект), конкретные процессы, в первую очередь — процесс мышления.

4. В русской религиозной философии по видимости прослеживается возврат к догегелевскому пониманию А. как реальности, тождественной мысли. Действительно, жизнь в понятии и в разуме в русской религиозной философии часто толкуется как А., но не от объекта (как у Локка и Ленина), а от жизни в духе. Мышление, при всей конкретности его чисто интеллектуального содержания, может выступать только как А. от опыта духовного (религиозного, церковного, мистического, интуитивного). Построение жизни на "отвлеченных началах", на А. (науке, демократии, технике) превращает саму ее в А. от реальности, в «мир теней», в пустоту. Человек оказывается не образом и подобием Бога (а потому — микрокосмом в макрокосмосе), а атомом (индивидом) в пустоте. В этом плане критика "отвлеченных начал", начатая славянофилами, продолженная Вл. Соловьевым и "всеединцами", особенно В. Эрном, есть осуждение самого новоевропейского стиля жизни как реально существующей А.

Абстрактное — результат А., противоположное конкретному.

Неизвестный автор

Из грантовской подборки (политерной)

Отв. редактор:

1.            Нет литературы по теме.


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Богатырёв Д. К.