|
Культурология Универсалии единичноеЕдиничное. Энциклопедия.
Единичное – особое – всеобщее – опорные категории разумного мышления. Поскольку категории выступают рамочными понятиями мысли, указанная триада может использоваться в качестве матрицы более детальный классификаций и рубрикаций. В истории философии сложились две традиции истолкования онтологической значимости категории – реалистическая и номиналистическая. Номиналистическая понимает категории как формы мысли и речи. Этот подход обозначен уже Аристотелем с трактата «Категории», но позиция …………… богаче. Сторонники этого подхода (скептики, схоласты-номиналисты, адепты эмпиризма и позитивизма) отрицают онтологический статус категории либо считают этот вопрос неразрешимым (кантианство). Реалистичная традиция (Аристотель, схоласты-реалисты, Лейбниц, Гегель, диалектический материализм) трактуют категории как формы самого сущего. Им соответствует триада индивид – вид – род, хотя род сам может выступать видом по отношению к другому роду. Указанные различия не мешают нам использовать триаду для систематизации. Важно отметить еще одну оппозицию уже в понимании внутренней связи членов триады – формально-логическую и диалектическую. В первом случае мы абстрагируемся от содержания, тогда единичным могут быть и качества, и вещи, и субъекты, а общее может быть как существенным, так и случайным. Во втором случае всеобщее – генетический принцип, закон, живущий в проявлениях, а единичное - «соотносящаяся с собой конкретная определенность»: вещь, живое существо, личность. Диалектический подход получил продолжение в советской философии (В………., Э.Ильенков, В.Лекторскийи др.). Акцент на личности, а также на таком специфическом виде единичного сущего как событие был сделан экзистенциализмом. Мы опираемся на диалектическую и экзистенциальную традиции. Полюсы триады единичное и общее – «этость» и «чтойность», специфическое выступает связующим звеном данных противоположностей. Из средневекового номинализма выросли эмпиризм, позитивизм, экзистенциализм. Они в разных смыслах утверждают приоритет конкретного «этого», которое выступает носителем «абстракций» - свойств, качеств, признаков, в устойчивой комбинации образующих сущность. Диалектический подход настаивает на примате общего: всеобщее «отпускает единичное на свободу» - развивается. Оставляя в стороне вопрос о примате единичного и общего, мы постараемся использовать сильные стороны обеих позиций, отдавая предпочтение персоналистической. Сказанное определяет значение и состав единичного в Энциклопедии. Единичное суть: 1. Субъекты 1.1 деятели истории и культуры 1.2 легендарные (Гермес, Гильгамеш) 1.3 вымышленные (Гамлет, Дон Кихот) 1.4 мифологические (боги языческих религий)
2. События, вызвавшие значительные изменения в культуре, религии, философии 2.1 Рождество и Воскресение 2.2 Войны и революции 2.3 Основание и уничтожение 2.4 Разделение и воссоединение
3. Произведения, значимые для религии и культуры в духовном плане 3.1 Священные книги (Авеста, Библия, Коран) 3.2 Теологические и философские трактаты (Сумма теологии) 3.3 Литературные произведения (Божественная комедия) 3.4 Произведения художественной культуры
4. Учреждения 4.1 Платоновская академия 4.2 Синод 4.3 Вольная академия духовной культуры
5. Проекты 5.1 Журналы 5.2 Движения 5.3 Конференции
Самой объемной задачей является персонологическая – анализ выдающихся культурных и религиозных деятелей. Более оригинальной является задача использования духовно нагруженных образов и мифов – Дон Жуан, Фауст, Дон Кихот. Произведения, учреждения и проекты освещаются избирательно, по мере наполнения Портала контентом. Эти статьи призваны придать проекту оригинальную огранку. Наибольшая информационная глубина открывается разделом «События». Традиционно энциклопедией обращены к статике ………………. Персоны, факты, концепты. Насыщение событийного ряда придаст summe темпоральную динамику, сделав ее саму событием.
Теги: морфология культуры, базовые понятия религиоведения Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |