|
Культурология Универсалии образОБРАЗ — форма чувств. познания в гносеологии, высшая, нежели ощущение и восприятие. Составляет переходную ступень от чувств. познания к рациональному, логическому. О. — чувственновоспринимаемая целостноть предмета. От восприятия отличается большей обобщенностью и — как форма психич. активности — самостоятельностью. Познание в образах не предполагает непосредств. наличия предмета. В этом плане формирование образности есть развитие памяти, воспоминания, а значит, опосредованной целеполагающей деятельности. О. следует отличать от представления как от формы познания логического. В этом плане он есть созерцание — непосредств. чувств. представленность предмета в сознании. Представление же как форма абстрактного мышления предполагает знак как нек-рое бытие, отличное по способу своего существования от бытия, им обозначаемого (О. яблока и нек-рое значение, выраженное в шести буквах слова «яблоко»). В то же время в познании имеют место абстрактные О. — чертеж, схема, график, к-рые изображают не сам предмет, а способ его понимания. От указанного значения термина О. следует отличать то, к-рое вкладывается в термин «смыслообраз», именно потому, что последний в филос. текстах часто можно ошибочно отождествить с просто О. Смыслообраз есть форма познания мистико-духовного, символич. выражение смысла. (См.: Символ; Экзистенциал). Теги: морфология культуры, базовые понятия религиоведения Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |