|
Культурология Универсалии философияФилософия. Энциклопедия.
Философия – форма познания и творчества, имеющая черты сходства и отличия с религией, наукой искусством и моралью (опосредованно и идеологией), но не сводимая без остатка ни к одному из этих своих культурно-исторических коррелятов. Данная промежуточность позволяет нам выделить философию в отдельный раздел Энциклопедии. В Новое время философию обычно соотносят с наукой, понимая под таковой одну из или всю совокупность положительных (частных, конкретных) наук. Такой ход возможен, но он имплицитно содержит редукционистское искажение самого существа философского творчества. Философия изначально развивается на пересечении религиозного мироотношения с рациональным дискурсом. Она – «наука о божестве» (Аристотель). Смысл философии – «amor Dei intellictualis» (Спиноза). Предмет философии – «Бог, свобода и бессмертие» (Кант). Философию роднит с религией само влечение (эрос по Платону) к Абсолютному. Именно благодаря отношению к Иному философия оказывается разновидностью радикального опыта – «мышлением на пределе возможного» (Е.Трубецкой). Предметная функция философии религиозна. Даже в атеистических, материалистических, стохостических, нигилистических системах религиозность сохраняется, приобретая извращенную форму: функции бога фактически исполняет некая идея – материя, случай, хаос или ничто. В позитивизме Абсолютное выступает как нечто непостижимое (Непознаваемое Спенсера). В отличие от собственно религии Абсолютная реальность не именуется Богом или божеством, с ней не выстраиваются отношения верности и благочестия, хотя концепция абсолютного бесспорно влияет на систему ценностей и экзистенциальные установки своих адептов. Однако и для философии, признающей Бога, не аттрибутированы благочестие (молитва, пост), ритуал и культ, без которых религия не возможна. Рациональное и интуитивное мышление присутствует в религии как один из элементов, философия же представляет собой мышление. Мышление по преимуществу (Гегель, Гуссерль). Воля к рациональности сближает с наукой, хотя философия не исключает экзистенциального опыта переживания смертности и размышлений о вечности как таковой, во-первых, вовсе не обязательно приводят к Богу, а во-вторых, для собственно философии образует только предпосылку (субъективную склонность). Научное знание по своей форме обосновано, доказательно, опосредовано, систематично, методично, транслируемо. Философия, взятая в ее основной тенденции, стремится быть наукой и по форме, как правило, является таковой. Концепции таких исключений как Ницше, Кьеркегор или Бердяев, внешне ………………., но внутренне систематичны и аргументированы. Предметная близость философии и положительных наук проблематична. Частные науки изучают группы явлений в пространстве и времени с целью постижения их сути или закона. Они обречены на партикулярность, и вопрос о вечности остается открытым. Философия, если решается обобщить до предела, оказывается мышлением о всеобщем. В таком смысле, очерченном Аристотелем и систематизированном, философия – наука по преимуществу. Она же и мышление по преимуществу, поскольку делает предметом познания сам процесс мысли. Анализ предельных понятий (трансцендентального, категорий) – пространство, время, сущность, - конcтитуируют философию как мышление о мире с точки зрения вечности, sub specie aeternitatues. В религии мышление исходит из вечности во время, в научном познании оно на этапе философских обобщений поднимается к вечности. Для Гегеля мышление божественно, поэтому познавая мысль, философия познает Бога. Однако восхождение может не состояться, если мышление приписывается исключительно человеку (кантианство, позитивизм) или вообще никому не аттрибутируется, оставаясь «просто мышлением (Гуссерль). Саморефлективность – неотчуждаемый элемент философского творчества, отличающий его и от религии, и от положительных наук. Поэтому позитивизм и феноменология оставляют Бога первой, и мир вторым, ограничивая философию познанием познания. Благо, что сама философия этим не ограничивается. Мысля мышление, философия делает предметом его субъекта – личность. В философии человек познает себя перед лицом вечности. Явная или скрытая экзистенциальность, а также роль интуиции и духовно-практический характер оценок роднит философию с искусством и моралью. Философия – всегда дело личности и личное дело. Философское знание в отличие от научного объективируемо, персонифицировано и оценочно. Философские оценки имеют экзистенциальные последствия. Теоретически философия есть искусство мышления, а практически – жизни. Философствуя, личность лепит, рисует или композирует свою судьбу. Этика – неотчуждаемый момент философии, в ней разум анализирует содержание, которое обычным моральным сознанием принимается как данное. Сказанное определяет структуру философии. Единичное в философии суть события, люди, их произведения. Выражаясь ………………….., мы используем триединую модель строения философского знания: онтология – гносеология – аксиология. По каждому из разделов выстаривается анализ категорий и проблем: бытие и ничто; опыт и интуиция; добро и зло. В отношении к этим вопросам формируются школы и направления. Кроме того, спецификации возможны по географическим и историческим критериям. Всеобщее в философии выступает в максимально рационализированной форме. Таковы категории, трансценденталии и ценности, универсалии. Наука, изучающая философию в этом аспекте, - философия.
Теги: морфология культуры Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |