|
Универсалии экзистенциалЭКЗИСТЕНЦИАЛ — форма духовного познания, наиб. сложная для понятийного выражения. Как символ есть чувствование духа, а смысл выражает восприятие его мыслью, так Э. связан с волевой формой гностич. опыта. Э. сложно ощущать даже символически (напр., свободу, страх). Их можно только пережить, победа над страхом смерти есть событие самоочевидное внутри субъекта, но для не пережившего ее др. субъекта она есть только субъективное самоощущение другого. В этом плане философия свободы возможна не как размышление о ней, а как мышление о свободе. Отсюда — у Бердяева различение экзистенциализма как определенного идейного течения и экзистенциального философствования, к типу к-рого он причислял свою метафизику, противопоставляя себя зап. мыслителям, в частности, Хайдеггеру. Сам термин Э. был введен последним для отличения формы своего философствования от традиц. категорий к-рые соединяют уже р анее умерщвленную разделением на субъект и объект реальность и потому не могут описывать личный экзистенциальный опыт. Хотя поздний Хайдеггер отказался от идеи системы Э. и избегал самого термина, осознание потребности создания неклассич. форм философствования стимулировало творчество в этой области как в Европе, так и в России. Классич. категории вполне могут быть пережиты и осмыслены экзистенциально (единство — одиночество, необходимость — рабство, и т.п.) и получить символич. смыслообразное выражение. В принципе Э. может стать любое явление, если оно осмысливается как связь субъектов в духовном опыте или отношение субъекта к матаобъектным реальностям (свобода, смерть) на пределе их переживания. Э. может стать цвет, запах, физиологич. ощущение (Флоренский, Розанов, Сартр), когда они духовно-прочувствованы и формируют волю к вечности (или к смерти как концу конечного). У каждого человека есть личный Э. (миф его жизни), переживаемый, осознаваемый или реализуемый в той или иной степени. Сознание в целом обладает экзистенциальной структурой — парадигмой дыхания как духовно-душевной жизни, осн. на безусловной значимости того или иного дыхательного ритма (в йоге это интерпретируется вполне натуралистически): спасения для ср.-век. миросозерцания, дела для новоепроп., космогармонии и ее идеалами совершенства и успокоения (антитеза — экстаз, героизм) для антич., творчества для сознания ренессанс. типа.
Теги: экзистенциалы Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |